Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповеди отца Олега Моленко - propovedi.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Одноклассники Google+

Проповедь

Приобщение к Жизни

Евангелие от Луки 8,41-56

Лк.8:
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в неделю 22-ю по Пятидесятнице, мы опять светло празднуем воскресенье Христово – праздник жизни, той истинной вечной жизни, в которую мы все только готовимся вступить. И, празднуя каждый воскресный день, а особенно сам Праздник Светлого Воскресения Господа нашего, мы должны осознавать всем существом своим значение этого Великого дня, должны ясно понимать, почему же мы упраздняемся в этот день от всех текущих суетных земных дел и сосредотачиваем всё внимание своей души на этом празднике. Ведь это день соприкосновения с Самой Жизнью, с Самим Богом, Который и есть Жизнь Истинная.

Поэтому так значим для нас день воскресный. Ведь кто воскресает? – Умерший человек. Для чего он воскресает? – Для жизни. Сам акт воскресения есть переход от смерти к жизни. Поэтому важнейшим плодом нашей жизни во Христе, нашего пребывания в Его Церкви является возврат к этой истинной жизни. Мы должны соприкоснуться с нею, возлюбить её, войти в неё и жить. И если в будние дни мы как бы зарываемся в повседневные заботы, попечения, которые часто уводят нас даже от памятования о Боге, о вечности, то седьмой день, посвящённый Господу, является днем покоя – нашей истинной христианской субботой. Он должен нас словно воскресить от этой мирской смерти и опять поставить пред Господом, опять соединить с Живым и Жизнь Подающим Богом, Который Сам сказал о Себе: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин.14,6).

И сегодняшнее Евангелие очень хорошо доносит до нас радость соприкосновения с Жизнью. Постараемся еще раз внимательно прочесть эту часть благовествования, ведь Святое Евангелие является благой вестью для каждого человека, приносящей именно то, что ему нужно, в чём состоит его благо. Это призыв к жизни, весть от Бога, которая нас реально приобщает к Нему. Евангелие, как и всё Священное Писание, духовно. Ибо за телесным составом букв, слов, фраз сокрыта душа слова Божия, сила слова Божия, Дух Святый, Который живёт в слове Божием.

Мы не должны читать Евангелие поверхностно, только как историческое повествование, с привычной для нас – земных читателей – целью получения информации о произошедших реальных событиях, пусть даже самой верной, самой полезной и самой спасительной информации, от Самого Бога до нас доносимой. Этого недостаточно. Евангелие – это слово Жизни. Это слово Духа Святаго. Поэтому мы должны входить в него как в Живой Божественный Организм, соединяясь с Богом посредством слова Его. Это тяжёлый духовный труд. Но если мы преодолеем стереотип своих ложных представлений и неправильного образа мыслей, если мы мужественно отвергнем пристрастие ко всему земному, откажемся от желания удовлетворять своим греховным страстям, тогда опытно уразумеем Святых Отцов, научающих, что в конечном счете даже само мышление препятствует нашему соединению с Богом, ибо всё равно оно действует по стихиям мiра сего. Конечно, если мы размышляем, то лучше всего думать о чём-то божественном, спасительном, полезном. Но и чтение Святых Отцов, и подобные размышления являются только прохождением периода подготовки для нас. Мы словно изучаем путь, средства, возможности, собираем знания, которые в дальнейшем сможем употребить для того, чтобы войти в контакт с Живым Богом, соединиться с Ним духом своим. И тогда уже всякое помышление, даже сам орган мыслительной деятельности – наш ум – отбрасывается, упраздняется за ненадобностью. Ибо умом Бога постигнуть невозможно. Бог постигается только живым опытным соединением с Ним в Духе Святом. Это превышает всякое наше знание, всякое понимание и постигается только блаженным опытом.

Поэтому при каждом соприкосновении с животворящими словами Евангелия и Священного Писания мы должны понуждать себя к этому творческому труду проникновения в дух повествования, а не только в его смысл и содержание, не говоря уже, в букву. Проникновение это сокрыто от плотских умов, от мудрецов века сего, высоко ценящих свой ум и знания, которые гордостью, высокоумием, превозношением над другими вместо того, чтобы соединяться с Богом посредством живого слова Его, убивают это слово сами для себя, превращая его в мертвую букву и становясь книжниками, законниками, которые, пытаясь соблюдать букву закона, в реальности не знают Бога и Бог не знает их.

И вот одним из таких людей был начальник синагоги, имя которого доносит до нас сегодняшнее Евангелие от Луки. Это был реальный человек своего времени, весьма уважаемый, потому что сама должность его – князь сонмища иудейского, начальник синагоги, законоучитель – давала ему такую возможность. Вся жизнь этого региона строилась вокруг его духовного центра – синагоги. По поводу любого важного события – будь то брак, рождение детей или смерть – люди обращались туда. Все споры или судебные тяжбы тоже разбирались начальником синагоги, который выносил окончательное решение. То есть у него была реальная власть над верующими иудеями, приходящими учиться закону Божьему в синагогу. Человек этот досконально, по букве, знал закон Моисея, слово Божие, Писание Ветхого Завета. Он научал иудеев закону Моисея и следил, чтобы все, приходящие в синагогу, соблюдали положенные обряды, постановления закона и, конечно же, тщательно изучали слово Божие, в котором хранилась истина, открытая еврейскому народу ради Авраама и других праведников Ветхого Завета.

Посмотрим, что же случилось с этим человеком, с его семьей. Здесь очень важно отметить, что событие воскрешения Господом умершей двенадцатилетней девочки и налагающийся на него случай исцеления кровоточивой женщины словно переплетаются в данном повествовании: Господь пошёл по просьбе начальника синагоги помочь его умирающей дочери и по дороге туда произошло чудо соприкосновения с Богом другого человека – страждущей женщины, – которое входит в переплетение с этим повествованием, заканчивающимся рассказом о самом воскрешении Господом Иисусом Христом умершей девочки.

Мы должны понять, что эти два конкретных, реальных, исторически зафиксированных, описанных в Евангелии чуда являются частными проявлениями того, ради чего Бог пришел на землю. Господь воплотился ради Искупления страждущих от грехов людей, страждущих многоразлично, в том числе умирая детьми, отроками, молодыми людьми, болея тяжкими недугами, перенося другие скорби. Все страдания – это последствия грехов. Бог не предусматривал их. Он не хотел, чтобы Его творения страдали. Бог есть Блаженная Личность, желающая вечного блаженства всем сотворённым существам. Но свободная воля, дарованная разумно-вечным тварям – Ангелам и человекам, – позволяет им выступать против собственного блага, против своего Бога-Творца. Этот протест, противление Богу, уход от Него и приносит такие печальные плоды как страдание, болезнь и смерть. Свободный выбор разумно-вечных тварей приводит к таким жутким последствиям, которые мы наблюдаем в этой жизни, и к ещё более страшным – уму непостижимым – вечным мукам, о которых мы можем читать, но не в состоянии постигнуть, насколько ужасны они в реальности.

И главным лейтмотивом данного повествования является именно приход Бога на землю для соединения с конкретными людьми, для помощи им, ибо без Бога они были неспособны ни к чему благому. Они ничем не могли помочь себе, тем более, победить болезни, смерть и войти в жизнь вечную. Для того Бог и пришел во плоти, чтобы разрушить дела дьявола, искупить род человеческий от бесовской, греховной зависимости, от порчи, которая легла на весь наш род после грехопадения. Господь пришел, чтобы привести людей через их духовное воскресение в живое, реальное Богообщение, в жизнь истинную, которую мы, в отличие от этой текущей, окружающей нас жизни, называем жизнью духовною, жизнью с Богом и в Боге, жизнью в Церкви Его. Эта жизнь была принесена Богом и к ней Он призывает людей.

В сегодняшнем Евангелии показаны два пути, ведущие к Богу. Постараемся глубже своим духом проникнуть в это повествование и за поверхностью слов почувствовать, что же на духовном уровне происходило во время этих двух описанных евангельских событий, которые мы именуем чудом, сотворенным Господом Иисусом Христом.

Лк.8:
«41 И вот, пришёл человек, именем Иаир»
, – нечасто слово Божие указывает имена, в большинстве случаев употребляя выражение «некий человек». Если же в Евангелии упоминается имя – это является свидетельством для нас, что человек этот в дальнейшем пойдёт за Господом до конца. Исключением является употребление личных имен в негативном контексте – Ирод, Пилат, – что указывает на окончательное отпадение этих людей от Бога. Таким образом упоминание имени происходит либо в негативном, либо в положительном смысле. В данном случае начальник синагоги Иаир приводится в качестве положительного примера прихода человека к Богу и соединению с Ним.

«который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом». Обратите внимание на эту, казалось бы, маленькую фразу. Внешне она просто описывает обыкновенный ход событий: конкретный человек, Иаир, занимающий должность начальника синагоги, приходит к путешествующему Пророку, Человеку необычных способностей за помощью, приглашая Его в дом свой.

Далее Евангелие указывает нам причину, по которой он просит Господа о помощи: «42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти». Когда мы сопоставляем факт обращения человека к Господу и побудительный мотив, причину, по которой он это делает, то открывается духовное состояние, движущее им. Здесь нам нужно остановиться и немного поразмыслить: как же могло такое произойти, что все предыдущее жительство человека, который был, как мы уже говорили, законоучителем, прекрасно знавшим Писание, не привело его в реальности к Богу. Ведь жизнь его была, казалось бы, наполнена и чтением слова Божия, и молитвой, и научением других, и исполнением всевозможных частных предписаний закона Моисея, и контролем за исполнением его другими людьми, и начальствованием над верующими. Это нас научает, что не должно обольщаться никаким своим внешним положением, никакими внешними – даже сакральными, священными – действиями или церковными должностями, будь то епископ, священник, дьякон или мирянин. Потому что бывает и такое: мы читаем слово Божие, знаем его почти наизусть, выполняем все повеления Церкви, но это не работает для нас, ибо не приносит того важнейшего плода, ради которого всё это делается. А плод этот заключается в непосредственном приходе души каждого конкретного человека к Богу, в соединении с Ним, чтобы могла душа излить своему Творцу всё, что в ней накопилось: все свои нужды, страдания, скорби, чаяния, всю свою веру, надежду и всю любовь, обретя в конце-концов Того, к Кому она стремилась.

Смысл истинной веры именно в нашем приходе к Богу и соединении с Ним. Если нет этого главного, окончательного плода, то всё остальное превращается в жуткий фарс, лицемерие, книжничество, законничество, «внешничество», которое не приближает к Богу, а только обманывает нас. Часто мы, читая слово Божие, выполняя какие-то предписания, думаем, что это само по себе нас пред Богом ставит. Ничего подобного! Это необходимое условие, но не достаточное. Это средство, но не результат. А мы обманываемся тем, что удовлетворяемся этим внешним деланием, потому что внешнее, – которое иногда может быть даже очень трудным и тяжёлым, – нам всё-таки легче сделать, чем преодолеть барьер и выйти на духовный уровень живого реального Богообщения.

Очень часто даже люди, занимающие лидирующее положение среди верующих – ветхозаветные учителя, начальники синагог или современные священники, игумены монастырей и другие люди, именующие себя духовными, – могут оказаться в подобном положении. Сегодняшнее евангельское повествование показывает, что вера таковых мертва, благочестие – пустое, безплодное, безсильное. Ибо все действия не привели их реально к Богу. Они имели общение только с идеей о Боге, с отдельными познаниями о Божественных проявлениях и пытались манипулировать ими. А идея о Боге, оторванная от Него Самого, лишается жизни. Ибо Бог – это не идея. Бог – это Жизнь. Нельзя мыслить о Нём отвлечённо. Ни в коем случае нельзя! Произнося Божественные имена – «Бог», «Господь», «Иисус Христос», «Пресвятая Троица», – мы должны ясно понимать, что через них мы соединяемся с Богом именно потому, что Он Живой, Реальный. Он реальнее всех нас. Он нам даёт жизнь. Произнося имя Бога, мы не можем описать Его этим именем – не для того оно существует, – но сразу соединяемся с Ним.

Возьмем имя любого сотворённого Богом животного, которым нарек его Адам по послушанию Господу. Например заяц. Разве эти несколько соединённых букв – з-а-я-ц – описуют животное, которое мы видим? – Нет. Если взяться за подробное описание этого животного, то можно будет несколько томов написать научными терминами, но все эти нагромождения слов всё равно не смогут в полноте описать его. А через имя мы сразу переходим к реальной сущности. Если я говорю: «заяц», вы мгновенно понимаете, о ком идет речь, потому что имели опыт общения с этим животным, наблюдали, видели его, читали о нём. Поэтому через имя, мы сразу попадаем в объективную реальность по отношению к объекту. Этот пример дает упрощенное представление о том, что происходит, когда мы произносим имя Божие. Мы реально соединяемся с Богом, произнося имя Его, а сами в этот момент стоим к Нему спиной и делаем гадости или грехи, не задумываясь. Нельзя имя Божие произносить вот так – походя, не думая, безсмысленно, не по делу. Нельзя! Заповедь запрещает нам произносить имя Божие всуе не потому, что Бог просто так захотел, нет! Он открывает нам, что подобные действия имеют конкретные негативные последствия в этой жизни. Поэтому нельзя делать всё, что нам возжелается или придет на ум.

Существует свой, Богом установленный порядок и условия, сознательное исполнение которых приводит нас к блаженному результату. Мы должны через покаяние и все дарованные Церковью и Богом средства подготовить себя и выйти к живому Богообщению. И происходит это посредством благодати Духа Святаго. Поэтому стяжание благодати Духа Святаго является главной целью христианина, ибо соединение с Богом может произойти только в Духе Святом.

На примере начальника синагоги Иаира мы видим, что ничто внешнее, даже самое что ни на есть религиозное, не может соединить нас с Богом само по себе. Что же предпринимает тогда Господь? Мы видим здесь неизреченную милость Божию – Бог приходит на помощь этому человеку и его семье. Он хочет из этой мёртвой религиозности и внешнего законопослушания привести его к живому, реальному общению с Собой. Для этого Он воплотился от Духа Святаго и Девы Марии, вочеловечился, терпел гонения, бегство в Египет, все другие скорби, вышел на общественное Служение и, – как в данном конкретном случае, – пришел Промыслом Своим в место, достижимое для этого человека.

Но личный приход Бога во плоти ещё не достаточен для соединения с Ним. Со Своей стороны Господь сделал все: бездна преодолена, Бог уже здесь, рядом, остались считанные метры до Него, чтобы пройти человеку своими ногами. Но препятствие-то не в метрах и не в километрах. Препятствие в состоянии человеческого духа. Можно стоять в метре от Воплотившегося Бога и не обратиться. Можно стоять рядом с Господом и оскорбить, похулить Его, плюнуть на Него, ударить, поднять руку и прибить Живого Бога ко Кресту! Ведь убийцы Господа прикасались к Нему, вбивая в Спасителя гвозди! Одни были исполнителями, а другие предали Господа своим решением – на них больший грех. Мы видим, что проблема здесь внутренняя. Внешне можно быть с Господом – вплотную стоять, прикасаться даже, как в повествовании об исцелении кровоточивой женщины, о чем засвидетельствовал Пётр и другие ученики Господа: «45...Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко мне?». Они не понимали, что физическое прикосновение ещё не означает реальное соединение с Богом. А кровоточивая женщина, прикоснувшись сзади, соединилась с Ним и получила исцеление. Господь отметил это и, остановившись, сказал: «46...прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». То есть: «Вы не понимаете. Меня действительно теснит много людей – Я не спорю с этим. Но обратите внимание на то, что сейчас произошло в духе: эта женщина с верой прикоснулась ко Мне! Через веру она взяла от Меня исцеляющую силу, через смирение свое, ибо она не дерзнула смотреть Мне в глаза и даже не просила ни о чем, а с верой прикоснулась сзади».

Такая вера была у этой женщины, что Бог не мог воспрепятствовать исхождению силы Своей. Конечно же это не было похищением или воровством. У Бога ничего нельзя украсть. Он добровольно дал женщине силу Свою, но произошло это от соприкосновения с нею. Мы знаем, что если провод соединить с источником энергии, то электричество по нему начнет двигаться механически. Но происходит это только при условии точного соединения действительно электропроводного вещества с источником энергии. Так вот, необходимейшим условием соединения человека с Богом и получения от Него благодати или Божественной силы, энергии, является вера. Не просто внешняя догматическая вера, – которая является очень важной, необходимой, но ещё не спасительной, – а вера смиренная, живая. Ибо только живое – духовно ожившее – существо, прикоснувшись к Источнику жизни, может стать проводником благодати. Если попытаться присоединить сухую ветку к живому дереву, то сколько ни старайся, она не наполнится его соками, не зазеленеет, потому что мёртвое с живым несоединимо. Но если взять живую веточку и правильным образом привить ее к дереву, то есть такой шанс, что она прирастет, и жизнь продолжится в ней. Так же происходит и в духовной жизни.

Представьте себе, человек, занимающий такое высокое положение, имеющий реальную власть в этом регионе, при стечении множества людей, всегда окружающих Господа, забывает о своём ранге, о славе, долженствуемой ему по статусу, о своей власти и, падая на землю, кланяется в ноги проходящему другому человеку. Мы знаем, что это Господь. Но сейчас мы смотрим на это событие со стороны обывателя тех времён, чтобы понять, что же в духе произошло с князем сонмища иудейского Иаиром. Ведь множество людей проходило мимо его синагоги. Ему и в голову не пришло пасть, поклониться кому-то в ноги и просить войти к себе в дом. Но Бог помог ему промыслом Своим, соединив два действия: Сам пришёл, став доступным внешне, и помог внутреннему духовному состоянию этого человека стать способным соединиться с Богом.

Что же послужило причиной этого внутреннего духовного изменения? – Тяжелейшая скорбь. Именно скорбями Бог чаще всего помогает нам. Если нет сильной скорби, мы живем в обольщении этим внешним временным миром, в котором всё идёт как заведённые часы: встал, проснулся, почистил зубы, позавтракал, пошёл на работу, сделал положенное, получил деньги, купил что надо, покушал, погулял и т.д. По такому заведенному порядку, в безконечной суете проходит вся наша жизнь. Душа, зарываясь в повседневности, теряет смысл и цель своего существования, утрачивает вкус к Божественной жизни, а иногда даже и не знает о ней, поскольку с рождения находится погруженной в несвойственное ей ложное состояние.

А Бог и Царство Его не от мiра сего. Не от мiра сего спасительная благодать Божия, которую этот тварный мiр нам дать не может. Условия нашего существования здесь временные. Для человечества они временные, а для каждого из нас – и вовсе кратковременные, совершенно несоизмеримые с жизнью вечной! И, тем не менее, мы постоянно покупаемся на дьявольские внушения и живём здесь как будто мы боги, будто мы безсмертны и будем вечно заниматься этим хождением на работу, получением зарплаты, кушаньем, готовкой, стиркой, глажкой и всей прочей деятельностью. Мы устаём от этой монотонности, пытаемся убежать в различные развлечения и приключения. Но потом опять и опять все повторяется по заведенному образцу. Как уж тут обратить нашу душу к Богу, к небу, к возвышенному, святому, чистому, блаженному? В лучшем случае эти понятия становятся для нас какими-то далекими недостижимыми идеалами, светлыми мечтами, которые просто иногда помогают нам жить, отвлеченной философией, но не живой реальностью, с которой мы должны не только соприкоснуться, но войти в нее, став новой тварью, способной к Богообщению, живущей в Боге и с Богом. Для этого Господь пришёл на землю и основал Церковь Свою.

И вот начальник синагоги был пронизан до глубины своего духа этой скорбью – его единственная дочь была тяжело больна и находилась при смерти. Представьте себе, 12 лет назад рождается в семье законоучителя Иаира доченька. С какой радостью он благодарит Бога, как ликует он вместе со своей женой, матерью этой девочки! Будучи почетными, известными, славными людьми, они устраивают праздник в честь ее рождения, растят ее, воспитывают в законе Божьем, ухаживают, кормят, одевают, дают ей все необходимое, что нужно ребенку, но ещё с учётом своего высокого статуса. И вот на 12-ом году вдруг происходит то, что сразу меняет человеческое сознание: смерть начинает отнимать это дорогое, единственное, драгоценнейшее живое существо. Бог использует единственную возможность достучаться до сердец этих людей. Возможностью этой является естественная родительская любовь к девочке. Ибо любовь, которую Бог сохранил даже в нас, в падших людях, чаще всего проявляется внутри семьи по отношению к детям, родителям, мужу, жене и называется естественной, в отличие от любви благодатной. Но через эту естественную любовь Бог только и может достучаться к нам. Это единственное, что может вывести нас из глубинной прелести, в которой погрязло всё человечество. Потому что, движимый любовью к своей дочери, Иаир забывает о своей должности, славе, власти, почёте, о том, что скажут люди. Потому что эта внешняя жизнь становится безсмысленной после пережитой им внутренней трагедии. Он словно говорит себе: «Вот я – начальник синагоги, учу людей как молиться Богу, как угождать Ему, и, в результате, именно меня постигает такая скорбь. Я безответен, ибо не вижу выхода. Я не могу использовать свои знания, весь свой обширный, казалось бы, духовный опыт для того чтобы не дать ей умереть, чтобы сохранить ее жизнь. Я понимаю сейчас, что и сам нахожусь в смерти. А если я в смерти, то как могу вдохнуть жизнь в другого?».

И здесь возникает уже не формальная, не отвлечённая, не философски-разсудочная, а живая потребность в Богодухновенном воздействии Живого Бога, чтобы Он пришёл и вдохнул жизнь. Начинается уже не книжный, не формальный, не фарисейский, не лицемерный, а живой, реальный поиск того Единственного Бога, Который может поправить положение, может избавить от горя, мучающего и гнетущего его душу.

Иаир находился в состоянии глубочайшей внутренней скорби, но в нем жила вера, ибо без веры он бы отчаялся и страшно кончил бы свою жизнь. И вот вера, жившая в этом человеке, помогла ему найти выход, заставив отречься от всего, что он имел – от мнимого богатства, высокого положения, начитанности, знаний своих. Он все отбросил, потому что оно не сработало в нужный момент. Реальное горе пришло к нему – умирает единственная дочь, в которой он души не чаял, любил, как только можно любить на земле самое близкое, дорогое существо, – а он оказывается не в состоянии помочь. Здесь к нему приходит осознание глубинной немощи человеческого естества, и вся спесь, вся гордыня мгновенно слетает с него: «Я, начальник синагоги, ничего не могу сделать. Чем же я отличаюсь от других людей? – Ничем. Я такой же немощный». Конечно же, были предприняты все возможные человеческие меры. Уже были приглашены лучшие врачи, заплачены деньги. Писание опускает это. Но мы знаем, что если человек любит, он перепробует все возможные доступные для него средства прежде чем обратиться к самому последнему Источнику. Так устроены люди.

И кровоточивая женщина, повествование о которой вплелось в канву рассказа о воскрешении дочери Иаира, тоже, по всей видимости, была женщиной не бедной, даже богатой, но, истратив все свои сбережения, все имущество на врачей, она не получила исцеления. И её Господь подвиг к Себе скорбью. Двенадцать лет назад у этой женщины началось кровотечение, которое никак не удалось остановить. Страдая этим тяжёлым женским недугом, человек не умирает, и жить, в то же время, нормально не может. Кровотечение вызывает истощённость, слабость, постоянные головокружения, боли и т.д. Это очень тяжелое состояние, и человеку, страдающему таким недугом, очень естественно искать возможность избавиться от него.

Что же она предприняла? Начальник синагоги, мы знаем, сразу познал свою немощь, оказавшись безсильным помочь единственной дочери. Кровоточивая женщина пыталась деньгами вернуть утраченное здоровье. Надеясь найти исцеление у врачей, она превращала имущество, которым располагала, в деньги и платила за лечение. Истратив всё, что имела, она перешла в разряд нищих, может даже бродяг, ибо написано: «43...издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена». Господь не дал ей исцеления через медицинскую помощь. Женщина эта и имущества лишилась, и здоровье не приобрела. Но скорбь эта помогла ей духовно созреть. Она, как и начальник синагоги, тоже глубоко смирилась в духе своём и поняла, что человек немощен. Богатство его сегодня есть, а завтра – нет. Без помощи Божией человек не может даровать другому человеку ни жизнь, ни здоровье. Она убедилась в этом. Но в ней, как и законоучителе Иаире, тоже жила вера, что единственный Кто может помочь – это Живой Бог. Только Он может это сделать. Поэтому, когда она услышала, что где-то ходит Проповедник, Который дарует исцеления, она, будучи подготовленной внутренне, уже нисколько не сомневалась, что это именно то, что она искала, что она выстрадала. Глубоко в своём духе она уже решила: «Я недостойна просить Его о чём-то, отвлекать Его внимание. Но только бы мне удалось прикоснуться к Нему сзади – я знаю, что исцелюсь». С такой глубокой верой она действует и в самом деле получает исцеление. И не только исцеление, но и похвалу от Бога! Господь останавливает всю движущуюся к дому начальника синагоги процессию и фиксирует всеобщее внимание на этой женщине, приводя ее веру другим в пример!

Кровоточивая женщина прикоснулась к ризе Господа, которая символизирует Церковь. Значит даже одно прикосновение к истинной Церкви может стать спасительным для человека. Ибо энергия Божия начинает действовать именно в Церкви Его. Так установил Бог, Который, похваляя веру этой женщины, сказал ей: «48...дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». То есть Господь отпустил ее в особом мирном, благодатном состоянии, которое мы, христиане, все должны иметь после купели крещения. Мы должны всегда пребывать в этом мире, купаться в нём. А мы кичимся своей формальной верой, тем, что мы самые правильные, самые истинные. В реальности же мы не имеем веры этой женщины. Мы не имеем веры этого начальника синагоги. Мы не имеем их смирения. Ибо Иаир пришёл и пал к ногам Господа, совершенно забыв о своем внешнем положении. Он словно сказал этим: «Господи, я никто и ничто. Только на Тебя Единого уповаю. Ты – мой Спаситель. Спаси меня!».

И Господь укрепил его, сказав: «50...не бойся, только веруй, и спасена будет!». Когда же Он произнес эти слова? – После того, как пришло известие о смерти дочери начальника синагоги. Ведь Иаир шёл за Господом с одной надеждой: пока девочка жива, ее еще можно исцелить. Такое испытание было послано ему от Бога: по дороге пришло сообщение из дома, что дочь его умерла. Искушение состояло даже не только в том, что любимое, единственное, драгоценнейшее существо уже лишилось жизни, но и в том, что люди, посланные сообщить об этом, начали влиять на его отношение к Богу в лице Господа Иисуса Христа: «не утруждай Учителя; всё безполезно, она умерла!». Мол, если бы она была ещё жива, то оставалась бы какая-то надежда на исцеление, ибо больного человека ещё можно как-то исцелить. Но ее душа и дух вышли из бездыханного тела. Ее больше нет: «49...дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». В этом было искушение, действовавшее против веры этого благочестивого человека.

Здесь необходима была помощь Божия. Ибо очень трудно достойно принять известие о смерти собственного ребенка. Человек может быть сокрушен этим известием как ударом. Ибо последняя надежда Иаира рухнула. Он не успел довести Того, Кто является источником исцеления до своей умирающей дочери. Наступил момент, когда он мог дать в себе место отчаянию и даже, может быть, дойти до богохульства, что, к сожалению, часто происходит с людьми после перенесения таких скорбей. Поэтому Господь, кроме укрепления его самим делом, – ведь начальник синагоги был свидетелем исцеления кровоточивой женщины, – воскресшает надежду в Иаире еще и словами. Казалось бы, все кончено – исцелять уже некого. И в этот момент Господь приходит на помощь, утверждая: «...только веруй, и спасена будет!», и продолжает движение. Уже само то, что Господь продолжает идти навстречу человеку и его скорби, дает новую надежду: «ведь не случайно же Он идёт ко мне в дом». Иаир отвергает все навязчивые помыслы и сомнения – «не утруждай Учителя, не надо, все кончено» – и, движимый силой веры, опять идет вместе с Господом уже к умершей дочери своей.

Усугубление, усложнение ситуации делает чудо гораздо более феноменальным, ясным, потрясающим, чем простое исцеление больного. Ибо мы знаем из своего опыта, что больного и врачи могут исцелять иногда. Но вернуть мертвого к жизни врачи не могут. Писание прямо свидетельствует нам: «Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?» (Пс.87,11). Исцелить может и врач, благодаря Богом созданным лекарственным веществам. Но вернуть жизнь умершему человеку может только Бог – Основатель, Создатель и Поддерживатель жизни.

В доме Иаира ждет новое искушение, ибо уже пришли люди для проведения обряда отпевания ушедшей души – свирельщики и прочие, которые тоже говорили: «все безполезно, зачем вы пришли?». И это искушение преодолевается. Господь «51...не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери».

Важно обратить внимание еще на тот факт, что между этой умершей отроковицей и женщиной, получившей исцеление от своего тяжкого недуга кровотечения, существует связь. В жизни, может быть, никакой связи между ними не было. Но в Евангелии Духом Божиим она отмечена. Связь эта сразу же видится в употребляемой одной и той же цифре – 12. Девочка прожила на земле 12 лет и умерла, а женщина столько же лет страдала своим недугом. То есть их объединяли эти 12 лет, прошедшие до момента воскресения и получения исцеления. Это неслучайное число. Мы знаем, – опять-таки из Евангелия от Луки, – что в 12-летнем возрасте Господь, пришёл в Иерусалимский храм и учил пораженных мудрецов. И в этом повествовании, возвращаясь на 12 лет назад, мы видим, что в доме начальника синагоги происходит торжество по случаю рождении дочери, а к богатой женщине приходит скорбь в виде первого проявления недуга. Последующие 12 лет болезни приводят её к Господу, к живому соединению с Ним. А итогом 12-летней жизни девочки, – ещё не успевшей нагрешить, – становится смерть, которую Бог попустил ради обращения ее родителей, чтобы от внешнего, схоластического отношения к Богу привести их к живому, реальному Богообщению.

Таким образом, через 12 лет эти совершенно разные, может быть даже не знающие друг друга люди, пришли к Богу. Объединил их Господь самим великим чудом Своего пришествия, а также чудом конкретным, дающим каждому то, что необходимо: Он исцелил женщину по вере её и дивному смирению и воскресил 12-летнюю девочку, обрадовав отца её и мать неизреченно. Обратите внимание, что женщина не удивилась, получив исцеление, а родители девочки были удивлены, как сообщает нам Евангелие. В этом сказывается некая разница их веры. Родители отроковицы были верующими людьми, но всё равно реальный факт воскрешения произвёл на них такое глубокое впечатление, что они поразились тому, что Господь смог это сделать. А женщина нисколько не сомневалась. Поэтому Господь Сам поставил её веру на вид всем. А вот родителям воскрешённой отроковицы Господь повелел «56...не сказывать никому о происшедшем». По истечении некоторого времени Евангелие донесло до нас повествование об этом событии. Но на тот момент Господь запретил им разглашать о чуде, хотя весть о нем все равно разнеслась через других очевидцев.

Я надеюсь, что вы сейчас, лучше проникнув в это евангельское повествование, по-новому увидели и отношения семьи начальника синагоги – в частности ее главы Иаира – с Богом, и отношение к Нему этой кровоточивой женщины. Вы увидели как за внешней канвой событий происходит реальное духовное соединение с Господом, как скорбь – при наличии веры – помогает человеку придти к Богу и он, уже осознав свою немощь, смиренно припадает к Его ногам или прикасается сзади к ризе Его и получает желаемое. А желаемое это можно назвать одним словом – жизнь. Ибо через возвращение здоровья кровоточивая женщина вернулась к нормальной жизни и избавилась от смертельной угрозы, которая могла возникнуть в последующем течении болезни. И воскресшая отроковица вернулась к жизни. Более того, посредством её воскрешения и родители этой девочки пришли к жизни истинной, ибо у них наконец-то произошло живое соприкосновения с Живым Богом. Иаир опытно познал, что настоящее соединение с Богом происходит не через внешнее скрупулезное соблюдение всех установленных требований, а благодаря внутреннему изменению состояния человеческого духа.

Поэтому если внешние Богом дарованные средства не способствуют изменению нашего внутреннего духовного состояния, нашего внутреннего человека, то это указывает на великую проблему. Это тупик, прелесть, когда под внешним церковным, религиозным нагромождением скрывается реальная погибель. Мы должны из этого повествования научиться, что всё внешнее, дарованное Богом через Церковь и веру нашу, должно служить только одному – нашему внутреннему изменению. А изменением этим и является покаяние.

И опять мы возвращаемся к понятию покаяния, которое стало ещё более обогащённым для нас, укреплённым живым словом Божиим о том, что покаяние неразрывно соединено с жизнью. Оно жизнеподательно, ибо даёт нам жизнь – в этом его основное значение. Поэтому Господь сказал: «...если не покаетесь, все так же погибните» (Лк.13,5). Покаяние – это важнейшее условие вхождения в жизнь истинную. Оно изменяет нас, перерождает, сотворяет нового человека, новую тварь, которая способна прийти к Богу, смиренно пасть к Его ногам, соединиться с Ним и получить от Него благодать Духа Святаго, посредством которой человек возрождается для жизни истинной и пребывает в ней.

В своём отношении к Богу мы должны взыскать это живое, реальное общение с Ним. Поэтому благодарите Господа за все скорби, выводящие нас из этой заскорузлости, обыденности, формализма, «внешничества» в вере. Скорбь проламывает все эти преграды, сразу поставляет нас пред Богом и говорит: «Господи, вот я пред Тобою – страждущий человек. Я переживаю сейчас нечто меня гнетущее, удручающее и, в то же время, я верую, что только Ты есть разрешение всех моих проблем, скорбей, недоумений, всего, что только может меня мучить и угнетать. Ты есть Свет Истинный, Ты – Жизнь, Ты – моё Благо, Ты – мой Создатель, Творец, Благодетель, Искупитель. Ты – мой Спаситель. Ты спасаешь от всего, что мучает, губит меня, приносит смерть, держит в оковах страстей и грехов, в рабстве у демонов. От всего этого Ты реально меня спасаешь, но только тогда, когда я в детской простоте, в полном осознании своей немощи, в глубоком смирении от опытного познания ее, припадаю к Тебе и умоляю подвигнуть Твою любовь, Твою милость ко мне, снизойти, услышать меня и сделать то, что мне и моей семье полезно – то, что укрепит, утвердит меня в жизни с Тобой, мой Господь и Владыка. Я неизреченно благодарен Тебе за дивное животворящее слово Твоё, посредством которого Ты не только научаешь меня путям и средствам, но и реально оживляешь, даёшь мне возможность приобщиться к жизни истинной. Поэтому я прошу Тебя, Владыка, Творец, Создатель, Спаситель, Искупитель, Благодетель мой, даруй мне эту жизнь благодатью Духа Святаго и да живу с Тобой, ради Тебя. Да буду я вечно жить с Тобой Твоею милостью!
Аминь».

16 ноября 2003 года

 


Главная страница сайта Печать страницы YouTube account Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод

Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2016 Церковь Иоанна Богослова