Проповедь
Память Первого Вселенского Собора
Евангелие от Иоанна. Глава 17,1-13
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В сегодняшний воскресный день, в седьмую неделю по Пасхе, Святая Церковь празднует память Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году по Рождестве Христовом, в г. Никее. На этом соборе присутствовало 318 Отцов, среди которых были великие Святые такие, как Николай Мир-Ликийский, чудотворец, Спиридон Тримифунтский, чудотворец, Афанасий Великий и другие Отцы.
По какому же случаю был собран этот Собор во время царствования православного царя Константина Великого, который принял христианскую веру и сделал ее государственной религией своего царства, Римской Империи? Этот Собор состоялся на 20-м году его правления.
Основной причиной, которая подвигла Отцов собраться, было осуждение ересей, которые воздвиг дьявол, как начальник всех заблуждений, изобретатель ересей и отец лжи, через одного священнослужителя по имени Арий. Он был выходцем из Александрийской епархии, где ему святой священномученик Петр, который возглавлял тогда епархию, дал сан диакона. И уже в этом сане он стал говорить страшные хулы на Господа нашего Иисуса Христа, на Пречистую Его Матерь и на всю Пресвятую Троицу. Этими лживыми утверждениями были нарушены основные догматы христианства – это догмат о Пресвятой Троице и о Божестве Иисуса Христа и, соответственно, о величии и значении Матери Божией. Поскольку уничижался Христос, уничижалась и Его Пречистая Матерь.
Основная суть этих хулений, этих злочестивых лжеучений была в том, что отвергалась божественность Господа Иисуса Христа и утверждалось, что якобы Он был только человеком, т.е. имел тварное происхождение.
Это страшная, страшная, страшная хула и ересь, которая подрывает все значение искупительного подвига Иисуса Христа, и, по сути, лишает нас спасения. Также, если принять эту ложь, то разрушается и догмат о Пресвятой Троице. И чтобы как-то объяснить, почему же в Писании упоминается то Бог-Отец, то Бог-Сын, то Бог-Дух Святый, Арий измыслил такую страшную ересь, как разделить Пресвятую Троицу, т.е. убрать ее по сути, как Троицу, а говорить, что Бог един, (так, как иудеи учили), но проявляет себя то в виде Бога-Отца, то в виде Бога-Сына, то в виде Духа Святаго. Это, мол, один и тот же Бог, только в трех разных проявлениях. Это лжеучение ничего общего не имеет с православным учением о Пресвятой Троице.
Эта ересь была осуждена Собором, а еретик Арий был предан анафеме. Великие Отцы Церкви, ревнуя об истине, решительно осудили ересь и ересиарха. Мы знаем из жития Николая-чудотворца, что он даже снял сандаль и ударил ею Ария по лицу, за что был по недоразумению и по не чувствованию духа этой праведной и богоугодной ревности даже осужден на время Отцами Собора, лишен сана и отстранен от служения. Исправляя положение, Сам Господь и Матерь Божья явились некоторым Отцам и восстановили святителя Николая в его достоинстве, показав этим, что приняли его ревность об истине. Настолько важно было решительно осудить эту страшную ересь, которая могла погубить души миллионов людей, что такая ревность святителя была позволительна и уместна. И Бог встал на защиту своего ревнующего о Церкви, о чистоте учения и о славе Бога Николая-чудотворца.
Второй великий подвижник, святитель Спиридон Тримифунтский, чудотворец тоже принимал участие в Соборе. Он своим духом, силой благодати и чудесным воздействием доказал и показал некоему философу, защищавшему ересь, и с ним пятидесяти его ученикам православный догмат о Пресвятой Троице, когда взял в руки глиняный кирпич, и по молитвам святого кирпич чудесным образом вернулся в те составляющие естества, из которых был создан, т.е. из него вышел огонь, вода и сырая глина. Подумайте, обожженный кирпич превратился в необожженную глину, в воду и огонь в руках Спиридона чудотворца т.е. в то, из чего он был изначально создан! И это было образом того, как может быть одно в трех.
Догмат о Пресвятой Троице настолько велик, настолько невместим, что человеческий разум, даже очищенный благодатью Духа Святаго, не способен вместить и уразуметь этот догмат, просто не способен.
Поэтому в догматы мы веруем и исповедуем их. Больше мы никак понять это не можем. Много написано Святыми Отцами в защиту и разъяснение этого догмата и мы должны это принимать, хранить и благодарить Бога, просвещающего нас через Святых Отцов Своих, но все равно все это написанное как бы разрешает только некоторые частные вопросы человеческого понимания, насколько Богу угодно было открыть величие своего Божества через этот догмат. Но уразуметь его до конца мы не можем.
Как это один Бог, и как это, оставаясь одним Богом, в то же время, Он пребывает в трех Лицах нераздельно и неслитно? Понять это невозможно, но это объективная реальность, которую надо принимать, а не понимать, верить, жить, радоваться, наслаждаться, спасаться, и в вечности с Ним быть. Постигнуть Бога ограниченным человеческим умом невозможно. Делать это - безумие. Тем более невозможно это сделать умом неочищенным и страстным сердцем, находящимся в состоянии падения.
Именно в таком состоянии находился безумец Арий, который после смерти священномученика Петра притворился правомыслящим и его рукоположили во пресвитеры александрийской церкви. Тогда он еще больше стал свои хуления распространять и воздействовать на других людей. И многое число людей было вовлечено, как мы знаем, в так называемое Арианство, которое по имени начальника этой ереси и было так названо.
Это было великое бедствие Церкви, ибо Сатана воздвиг сие гонение уже на саму идею божества Господа Иисуса Христа, на сам важнейший догмат, желая с этой стороны подорвать его, поскольку то, что ему удалось руками Иудейского Синедриона и посредством римских воинов убить богочеловеческое Тело Иисуса Христа не принесло ему пользы, ибо он потерпел страшное поражение! Воскресением Господа и вознесением Его на небо, он был сокрушен и поражен! И вот он придумал другое нападение, теперь уже на Церковь Христову, и на спасающихся людей – лишить их правильного мудрствования о Божестве, т.е. уничтожить само значение Христа и его искупительной жертвы, путем распространение такой ереси.
Эта ересь и ее начальник были осуждены Святыми Отцами Первого Вселенского Собора в Никее. И там для утверждения истинной веры был принят Символ Веры, который был принят до строчки о Духе Святом, т.е. который мы начинаем "Верую во единого Бога Отца Вседержителя..." и все, что о Господе Иисусе Христе, поскольку шла речь о Его Божестве, там было подкреплено. Впоследствии, на Втором Вселенском Соборе Константинопольском, была добавлена вторая часть о Духе Святом, о Церкви и о пришествии Спасителя.
Надо сразу же заметить, что Символ Веры, принятый Первым и Вторым Вселенским Соборами не был человеческим благочестивым видом творчества, ибо не какой-то человек сел, подумал, составил и передал нам, нет.
Известно, что Символ Веры был принесен с неба и именно был продиктован покровителем нашей Церкви Великим Иоанном Богословом, который уже в воскресшей плоти являлся на небе в своей обители, и на земле, где есть у него место, Богом особо предусмотренное, для его служения.
И вот один из Святых Отцов, Святитель Григорий Неокесарийский явился участником в получении Символа веры. Предание Церкви доносит до нас, что когда Святой Григорий пребывал в пустыни и упражнялся в богомыслии, узнал о нем блаженный Федим, епископ Каппадокийского города Амасии, и захотел извести его из пустыни на служение Церкви Христовой, поставить святителем и учителем, ибо провидел в нем благодать Божию и то, что он будет великим столпом Церкви и утверждением веры. Святой Григорий также имел дар прозорливости, и, узнав, что епископ хочет взять его из пустыни на служение Церкви, скрывался от него, считая себя недостойным такого сана, и переходил в пустыне с места на место, чтобы не быть найденным.
Блаженный Федим прилежно искал его и с мольбой призывал к себе из пустыни, но, не будучи в состоянии разлучить пустыннолюбца с его пустыней и привести в Амасию для хиротонисания, совершил дело по видимому странное и необычное. Движимый Духом Божиим и распаляемый ревностью по святой Церкви он не затруднился тем, что не пришел к нему Григорий и что между ними лежит немалое расстояние – от города Амасии до той пустыни, в которой жил Григорий, было три дня пути; не затруднился епископ Федим таким расстоянием между ними и посвятил Григория, находящегося вдали от него, в епископа Неокесарийской Церкви. Устремив взор к Богу, он сказал: "Всеведущий и Всемогущий Боже, призри в час сей на меня и на Григория, и сотвори действенным посвящение благодатью Твоею".
И увидев в этом Промысел Божий, Григорий смирился, уже паче смирения своего, потому что отказываться – это великое смирение, но принять после отказа и пожертвовать собою ради служения Церкви – это еще большее смирение.
В то время начинала распространяться ересь Савелия и Павла Самосатских (они не правильно учили о таинстве Пресвятой Троицы). Святой Григорий был по поводу нее в недоумении и прилежно молил Бога и Божию Матерь об открытии ему истинной веры. Когда однажды ночью он молился о том особенно прилежно, явилась ему Пречистая Дева Мария, сияющая как солнце, с Иоанном Богословом, облеченным в архиерейские одежды. Указывая рукой своей на Григория, Пречистая повелела Иоанну Богослову научить его, как подобает веровать в тайну Святой Троицы. И по повелению Божией Матери, святой Григорий был научен святым Иоанном Богословом, в течение малого времени, великим Божьим Тайнам и почерпнул из неисчерпаемой глубины премудрости Божественное знание.
После сего видения святой Григорий записал своею рукою слова, сказанные ему святым Иоанном Богословом, и это писание его было хранимо в Неокесарийской церкви в течение многих лет.
Мы знаем, что тогда еще не было ни Символа Веры, ни изложения основных догматов, а вера передавалась устно, преданием, со слов Апостолов и апостольских мужей.
Духовную суть этого символа веры была предложена Вселенскому Собору, и Символ Веры был составлен на этом основании и принят I Вселенским Собором, и дополнен II-м.
Так произошел наш Символ Веры. Это не есть человеческое благочестивое творчество, которое бывает в других случаях, и Церковь приемлет это творчество, как, скажем, известный у нас гимн, который мы постоянно поем за Божественной Литургией, песнь "Единородный Сыне и Слове Божий...", где подчеркивается Божество Иисуса Христа. Эта благочестивая песнь тоже была принята Церковью для того, чтобы подчеркнуть Божественность богочеловеческого естества Господа Иисуса Христа в противовес еретикам. Эту песнь написал благочестивый царь, Римский Император. И Церковь приняла и вставила в одно из важнейших своих богослужебных частей - Божественную Литургию. Символ Веры же с неба был принесен и закреплен Духом Святым, через единомысленное и единодушное решение Вселенского Собора.
После такого поражения Арий понял, что безсмысленно оставаться в ересях своих, лжеучениях и хулениях, и он притворился перед Святым Константином, что вроде бы он принимает решение Собора и кается в своих хулениях на Божество Господа Иисуса Христа. Он написал эти все свои хулы на бумагу и повесил ее себе на шею, пошел к царю и кулаком ударял по этим хулениям и говорил, что, вот, я принимаю решение Собора, отвергаю, каюсь, прошу вернуть мне священный сан и вернуть меня в Церковь. И Константин поручил это Патриарху Константинопольскому (к этому времени уже был построен Константинополь, и Отцы Первого Вселенского Собора, по просьбе благочестивого Императора Константина, всем Собором пришли в Константинополь и молились там, и освятили город своими молитвами).
Надо сказать, что за время Собора умерло два Архиерея Божиих из 318, но и здесь последовало чудо, когда Константин царь положил их в гробницу, то чудесным образом появились письмена в защиту догматов православных. Этим было явлено чудо от Бога.
Итак, Отцы освятили Константинополь, и царь поручил Патриарху принять Ария обратно в Церковь. Патриарх молился Богу, ибо не верил в искренность обращения Ария, как и другие Отцы, не верил, что такому лютому волку, расхищающему стадо, можно мгновенно измениться.
Конечно же, любой человек может отказаться от ереси и покаяться, и Церковь принимает их, и, кстати, в ереси легче покаяться человеку, чем в каком–либо любом другом грехе, достаточно только ее отвергнуть, раскаяться и тут же принимается человек назад в Церковь.
Здесь дело было в другом, Ария был по духу последователь Иуды Искариотского, первого предателя, он был уже последующий предатель. Иуда предал непосредственно Богочеловеческое Тело Иисуса Христа, а этот предал как бы догмат о Господе, извратил его, и этим самым тоже предал Божественного Учителя. И наказание для Ария было похожим, подобным Иудиному, но сам он не повесился - это было удавление духовное. Когда Ария шел к Храму, чтобы там быть принятым от Патриарха, то по дороге он упал, чрево его расселось, все внутренности выпали и он умер злой смертью. Так Господь не допустил еретику, чтобы он притворно вернулся в Церковь и уже не явно, а тайно продолжал сеять свою страшную ересь, свои страшные хуления. Таким путем Божий Промысел молитвами Святых Отцов наказал Арию в назидание всем будущим еретикам.
Но дьявол не перестал выдвигать своих служителей, и новые ереси потрясали Церковь еще много столетий. Дьявол менял только тактику. Церковь отстояла православное учение в семи Вселенских Соборах, все основные известные тогда ереси были осуждены. Наше же время - это время, когда пришло вселенское отступление - новая разновидность дьявольской стратегии и тактики по разрушению самой Церкви. Оно предсказано в писании Святыми Отцами, достигло своего апогея, своей вершины, и поэтому уже нет возможности сейчас собрать Вселенский Собор - не с кого собирать... Поэтому слава разоблачения и уничтожения всех современных ересей и самого отступления, и сила сделать это, дарованы Великому Иоанну Богослову. Он будет тем, кто от Бога, от лица Божия, Божией силой уничтожит все эти ереси, все злохуления современные и само отступление тем, что открыто, во плоти придет от Бога и от лица истинной Церкви, и объявит Проповедь, Вторую Всемирную Проповедь под девизом: "Покайтесь, ибо Господь наш Иисус Христос уже идет судить всю Вселенную."
И после этой Проповеди он будет ходить по странам в сопровождении помощников, творить великие чудеса и знамения большие, чем делал Господь, ибо Господь Сам сказал: "...дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит". Конечно же это в первую очередь касалось Великого Иоанна Богослова, и невиданными еще чудесами и знамениями истинными и настоящими он, конечно, победит всех еретиков, все ереси. И все человечество будет после этой Проповеди разделено на две части: те, которые еще способны обратиться ко Христу истинному, - те станут христианами Новозаветного периода Церкви, Церкви новообращенных, а те, кто не способны уже обратиться, - те станут достоянием Антихриста, т.е. они поклонятся Антихристу, примут его и будут его опорой и достоянием. К сожалению, таких будет больше. Как нам говорит Священное писание, одна треть оставшихся к тому времени людей примет проповедь Иоанна Богослова и других с ним и войдут в Церковь Христову в этот период, а две трети последуют за Антихристом.
Что же побуждает людей согласиться стать ересиархами, лжеучителями? Конечно же, их гордость. Все ересиархи основывались в своих лжеучениях на скрытой в них гордыне сатанинской, она была проводником дьявола в их души. Многие из них были довольно умными, грамотными, образованными людьми, которым очень трудно было, даже крепко верующим, противиться, ибо нужно было не только в духе выстоять и не принимать ересь, это еще можно было сделать, а нужно было разбить ее публично, перед лицом всей Церкви, всех людей, разбить очень убедительно, основательно. К сожалению, не все, даже Святые Отцы, могли так доказать то, что внутри они переживают и знают, что это истина. Ощущать, знать, переживать и верить – это одно, а уметь изложить, донести, обладать даром слова, даром разумения Писания – это особый дар Духа Святаго, и не каждый может его иметь. Поэтому Господь воздвигал великих Святителей, Учителей Церковных - как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и других, которые разбивали ереси и писаниями, проповедями своими. До нас дошли многие из их писаний, и мы видим величие и силу Духа Святаго, проходящего через этих людей в отстаивании учения Церкви.
А сами ересиархи были жалкими рабами бесов и по жизни своей, церковное предание доносит до нас, - они были жуткими развратниками. Потому что, если человек не устоит в истине, то он не устоит в духе - это две взаимосвязанные вещи. Нельзя, чтобы стояние в истине не сопровождалось правильным духовным настроением и правильная духовно-нравственная жизнь не подкреплялась стоянием в истине. И в сегодняшнем Евангелии, которое как раз посвящено, по теме своей подобрано Церковью, в подтверждение божественности Иисуса Христа - как бы против ереси Ария, сам Господь, обращаясь к ученикам, говорит одну основную причину, что ...вы уразумели, что я от Бога-Отца пришел и веруете, что я послан им... Обратите внимание, почему Господь двояко сказал об одном и том же. В первом случае – вы уразумели, я от Бога-Отца, во втором – веруете. Вот оно соединение: разуметь – значит стоять в Истине, а веровать сердцем в это. Вот оно соединение двух основных - и разума, и сердца. Поэтому Господь двояко сказал, что нужно и уразуметь это правильно, содержать эту истину правильно, и нужно верить в нее, и жить соответственно этой вере.
А у еретиков не было борьбы со страстями, и они не занимались внутренним человеком, а приходили внешне и доверяли своему неочищенному уму больше, чем учению о необходимости трезвения, очищения, покаянного подвига, чтобы исцелить ум, о котором мы постоянно говорим, внимая Святым Отцам и учению Церкви, исцелить великую язву, рану, болезнь, повреждение, искажение, извращение, которое падение первых людей принесло в человеческую природу.
И все мы рождаемся в этом жутком состоянии. И не исцелившись от этого благодатью Духа Святаго, при посильном человеческом подвиге, свидетельствующем об искреннем желании исцелиться, необходимом для того, чтобы человек ценил приобретаемое в результате подвига исцеление, хранил его, как должно, а не так как Адам и Ева, которые получили все легко и быстро и даром, - для этого нужен подвиг, а не потому, что можно в результате каких-то трудов получить благодать, как награду, зарплату. Нет. Это нужно нам, нашей немощи. И это отделяет лицемерящих от искренно стремящихся к Богу. Тогда Господь дарует дар уже проверенным, испытанным людям, дар исцеления. И ум их приходит в норму, в должное положение, как Богом созданное, и более того, он становится умом Христовым, ибо Господь пришел дать благодать с избыткам, т.е. не только восстановить естество человеческое, какое было в Адаме до падения, а возвести его на уровень Христа, пришедшего во плоти, т.е по человечеству.
Еретики такого состояния не имеют и сочиняют из состояния, именуемого плотским мудрованием. Дьявол, наблюдая за такими людьми, видя в них определенный талант, способности, умение компилировать своим нечистым умом, иметь какую-то память, знать наизусть Писания и т.д., через гордость подвигает их и использует как раз в извращении догматов, для погубления многих душ, кои последуют этим лжеучениям, ересям и хулениям, ибо страшно похулить Бога, особенно Духа Святаго, - мы знаем, что этому греху нет прощения ни в сем веке, ни в будущем.
Ну как человек может быть заметным, если он примерно служит, приемлет уже известные истины, просто выполняет то, что должно, и еще считает себя рабом неключимым, ничего не значащим, и кается постоянно в каких-то незначительных уклонениях своих, - как бы нет человеку и места выделиться, быть на виду, иметь похвалы или славу человеческую, богатство, влияние и т.д.
А когда человек сочиняет нечто новое, какую-то ересь, то он тут же обращает на себя внимание, как будто что-то новое изобрел, как будто он у Бога особый, до этого никого не было, все были дураки, невежды, а вот с этого момента, вдруг появился некто и объявил: я вас всех сейчас просвещу, до меня вы жили несколько тысяч лет, вы ничего правильно не понимали, и Писание не могли правильно читать и Церковь вхолостую работала, и люди не спасались. Вот сейчас я, Имярек, напишу вам, что я о вас думаю, и вы просветитесь.
Это жалкое, горестное заблуждение. Но удивительно, что одинаково у всех еретиков, несмотря на разность в их мнениях лживых, само поведение, само отношение, дух их, подходы - одни и те же. И когда их разбиваешь в одном, они теряются, и тут же перескакивают на другое, не знают, чем ответить. И так поступают потому, что цель у них одна – себя показать, себя вознести над Церковью, над Святыми Отцами, а то и над Богом. Вознестись в своей гордыне, выдать себя за нечто великое, нечто значащее из повседневного ряда, опубликовать себя перед всеми - вот их основная цель, достигнуть влияния со всеми земными материальными наслаждениями, благами и т.д. - ничего другого нет. И жизнь их, и смерть их всегда нам показывает позор их, беду их, горе и заблуждение. Заканчивается это страшно не только в земной жизни, а и в вечности. Еретики, которые не раскаиваются, не отвергают свои ереси, идут на веки вечные в погибель.
Поэтому настолько важно вести внимательную внутреннюю жизнь - это единственный способ сохранить нашу душу, наш ум от неизбежной для человеческого естества после грехопадения способности принимать ложь за истину, т.е. от прелести, от самообольщения, от ересей, лжеучений, лжепророчеств, от доверия представителям бесовской иерархии в лице колдунов, чародеев, астрологов, экстрасенсов, целителей, лжепроповедников, лжепастырей, лжецерковников, книжников, неофарисеев и прочих, им же нет числа.
Важно этому противостоять, не заблудиться, не запутаться и не принимать потока лжеучений, наводнившего всю землю, все эти теософские и восточные учения, привезенные в Америку и в Европу и подделанные под европейский и под американский образ мышления (чтобы были приемлемы). Демонизм этот распространяется через эстраду, через культуру, средства развлечения, через фильмы, книги - там эти идеи обязательно "проигрываются" и выдаются как нечто новое, удивительное, и люди многие, как мы видим, повреждаются, приемлют, содержат это, губя свои души для Бога и вечности.
Ибо если человек приемлет ложь, ложное мнение, он закрывает доступ истине, доступ истинному Божьему мнению, потому что место уже занято и нельзя войти истине в эту душу - там стоит идол, которому верят, которого любят, которого лелеют, в котором душе не чают. И как же может туда войти истина? Никак. Место занято. В этом страшно пребывать. Страшно быть в таком состоянии, чтобы вместо истины принять ложь и думать, что это истина. И мы видим, что сейчас даже для церковных, православных людей устоять в истине – величайший труд и подвиг.
Недаром Святые Отцы предсказывали, что в наше время только за стояние в истине Бог будет давать венцы. Потому что раньше человек рождался в семье благочестивых верующих, от родителей был научен, от пастырей был научен, он принимал истину в готовом виде, хранил, жизнью свидетельствовал и спасался.
А сейчас - родился непонятно где, покрестили неправильно, научили неправильно, приучили только к внешнему, борьбе со страстями не учат, покаянию истинному, его средствам и плодам пастыри своих чад не учат, не достигают люди, сами не живут и других не научают.
И поэтому умы остаются поврежденными, сердца окаменелыми, Бога не чувствуют, не видят, не слышат, не обоняют, не осязают. Бога не знают как должно, не знают путей к Нему правильных, а мнят быть Божьими, служителями, друзьями, учениками. И в результате демоны коварствуют, имеют свободный вход в этих людей и делают с ними все, что им заблагорассудится. Губят их, через них губят других людей. И целые сообщества образуются, которые мнят себя Церквями Христовыми, а на деле если это и церковь (церковь в смысле собор), то - собор нечестивых лукавнующих еретиков, у которых нет благодати Духа Святаго. Как писал Иоанн Кронштадтский - явится, неслыханное дело, церковь без благодати Духа Святаго и пастыри, пасущие сами себя. И мы это наблюдаем. Это великое бедствие.
Но задача наша: скорбя об этом положении, думать о спасении себя и тех, кто с нами разделяет наши убеждения, нашу веру. Задача сейчас - выстоять, сохранить истину, сохранить истинное исповедание, традицию в тех людях, которые произволяют еще спастись, произволяют быть с Богом, и узнать Бога таким, какой Он есть на самом деле, а не таким, каким Его хотят изобразить еретики и другие с сожженной своей совестью люди. Это очень важно. Поэтому если вы хотите избежать в своей жизни отпадения от истины, принятия всяких ложных мыслей, учений, толкований, пророчеств и т.д., то единственный способ, который заповедал нам Сам Господь, Апостолы, Святые Отцы, единственное средство, единственный путь - это есть путь внутренней, настоящей, духовной молитвенно-покаянной жизни, достигающей до стяжания плача.
Ибо плач духовный – это единственный источник противостояния прелести, лжи, ересям и прочим демоническим воздействиям. Не могут обольстить плачущего демоны, чтобы они ни делали. Сокрушающееся сердце, сердце сокрушенное и смиренное Бог хранит, и вследствие его сокрушения оно становится истинно смиренным. Бог смиренным дает благодать различать пришедшую мысль или предложенное учение. И для этого человек не обязательно должен быть великолепным проповедником. Любой из простых верующих прихожан не уступит в этом перед каким-нибудь изощренным апологетом Православия! Достаточно внутренне различать - и отторгать чуждое. Отторгать бесовское будет также естественно, как мы отторгаем грязь, которая к нам извне приходит. По действию благодати человек будет внутреннюю ложь воспринимать, как грязь внутреннюю и будет так же коробиться и очищать, и желать сразу же это все омыть, даже руки, которые держали книгу с хулой на Творца, Создателя, Спасителя, Искупителя, на Пресвятую Матерь Божью, на Святых угодников Божиих и на другие святыни, которые чтит Церковь, или на саму Церковь.
Он руки вымоет, и душу слезами вымоет после того, как он просто по неведению или по любопытству прикоснулся к нечестивой книге и соединился хоть на секунду зрением с лжеучением. Пойдет, побежит в церковь на исповедь - батюшка, простите, каюсь перед Господом, перед всем Святым Небом, перед вами - я вчера, листая календарь, или газету, или журнал, такую мысль увидел (я сразу увидел – это ложная мысль), но уже осквернился только тем, что рассмотрел ее, каюсь, прости меня, Господи, батюшка, простите, снимите этот грех.
Если мы так будем относиться живо, жить с сокрушенным сердцем, пребывать в молитве и в трезвении (что и составляет внутреннюю жизнь), то мы так и будем поступать. И тогда никакая ложная мысль даже не напечатлеется в нас, а не то что мы ее примем, будем верить. Она не напечатлеется в нас потому, что мы тут же ее изгоним и смоем плачем, сокрушением, исповедью, чтоб не дать ей ни малейшего шанса даже тень оставить или утвердиться. Тогда мы будем недоступны силам зла в отношении стояния в истине (т.е. устоим всегда в истине), в отношении устояния в благочестии, в духовно-нравственной своей жизни (т.е. в грех не впадем ни в какой). С двух сторон благодать подается: за то, как человек стоял в истине, и за то, как он жил по вере. Из этих двух частей состоит спасение. Поэтому Бог и блюдет две эти стороны для смиренных рабов Своих, для смиряющихся, для ищущих Его.
Тогда достигшим плача, а через плач – великого очищения, чистоты ума, духа своего и души, Господь открывает тайны Свои. И открывает Себя, как самую великую, величайшую Тайну, какая только может быть. И это до конца никогда не будет открыто, хотя в вечности мы будем познавать непознаваемое Естество Божие и никогда не постигнем, ибо Оно безконечно.
И поэтому, кто думает, что там в вечности будет скучно и что мол познание закончилось, тот заблуждается, ибо это безумие и нелепость. Никогда не будет там ни скучно, ни тоскливо. В царстве Божием не может быть вообще никаких негативных проявлений, которые мы наблюдаем в земной жизни! Там будет такая Слава, такое наслаждение, такое восхищение каждодневное (если условно мерить днями, хотя день-то там будет один), что никогда не будет какого-то пресыщения, или какой-то усталости. Подумайте и вдумайтесь в это! Мы будем не только заниматься великими и славными делами, которые сейчас не может вместить наш ум - мы будем познавать Само Естество Божие! Не просто о Боге, а Само Естество! Вот это познание настолько богато, настолько безконечно, что заниматься им хватит нам на всю вечность, на всегда. И всегда будет новое, удивительное и восхитительное!
Как же мы сейчас, во временной своей жизни, которая дана только с одной целью - спасти свою душу, примириться с Богом, соединиться с Ним, а потом все это узнавать, - находясь в повреждении ума своего и духа, снедая друг друга завистью, спорами, подозрениями, руганью, клеветою, гневом, раздражением, осуждением и другими многочисленными страстями, полагаем, что мы право и правильно знаем Бога! Что может быть безумнее этого?
Поэтому в Евангелии Господь говорит:
Ин.10:
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Но речь идет не о том, что они услыхали, что где-то есть Господь Иисус Христос, Который учил, исцелял, по водам ходил, хлебы размножал, мертвых воскрешал, и поэтому за Ним пошли. Он истинный Мессия, Который пришел от Бога-Отца - и мы это принимаем. Недостаточно знать о Боге, даже правильно и истинно. Нужно знать Самого Бога! Бог познается только в личном молитвенно–покаянном подвиге, личном стремлении к Нему. Но познается через Церковь, через благодать и посредством таинств. Нельзя, недопустимо заниматься только личным подвигом и оставить жизнь в Церкви, причащение Святых Таинств, исповедь и т.д. Мол, пойду себе познавать Бога где-нибудь там, в подвале (пустыне), сяду и буду спасаться... Нет! Не получится! Отрываясь от Церкви (как если, например, отрывать любой уд от тела), человек умирает духовно и не только становится неспособным познавать Бога, но будет непременно соединяться с демонами.
Вот почему надо неисходно пребывать в Церкви, благоговеть и дорожить этим пребыванием. Надо поддерживать Церковь всячески, жить в Ней полнокровной духовной жизнью. Надо оцерковить всю свою жизнь и при этом нести личный подвиг и в нем познавать Бога. В Церкви мы будем познавать о Боге и всем божественном: об ангелах, о Святых Божиих, об иконах и о многих других предметах, которые полезны нам и спасительны. А в личном подвиге мы будем познавать Бога интимно, т.е. так, как Он нам будет открывать Себя и являться. И это познание самое дорогое, самое драгоценное, самое незаменимое, потому что это и есть живое реальное Богообщение кающейся души.
После явления плодов покаяния человек становится другом Божиим, а впоследствии он станет Богом по благодати! Всещедрый Бог уравняет его с Собою по благодати! Вот к какой высоте мы призваны.
И поэтому нельзя уклоняться ни в одну из крайностей. Одна крайность – это отторгнуть Церковь и пытаться найти Бога самостоятельно – это безумие, дьявольская гордыня, прелесть и погибель. Другая крайность – воцерковление только своей внешней жизни: мол, покрещусь, буду ходить в храм, выполнять положенные правила, молитвы, поклоны, ставить свечки, а потом, приходя домой, жить, как все живут, в среднем, и не ведя внутренней жизни, я вроде как спасусь – это тоже обман. Вот из-за таких людей Церковь превратилась в то, что мы наблюдаем и в России, и в Греции, и в других местах. "Внешняки" (т.е. люди, которые живут только внешним - церковным, но внешним) думают, если икону на голову положил – все – уже освятился. Икона святая, а ты – нет. Обложись иконами, настоящими, освященными, хоть с Гроба Господня – не поможет! Святость не передается механически! Положил святыню на себя, и святость так на тебя сразу и перешла... Это происходит по вере, по любви, по стоянию в истине, по благочестию, и непременно через подвиг, через борьбу со страстями, и через расторжение общения с демонами.
А ты, душа, достаточно поборолась? А ты до крови подвизалась, как Апостол пишет? Зачем было писать Апостолу:
Еф.6:
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
если бы, как утверждают некоторые еретики, уверовал – спасен, уверовал – Духа Святаго получил и тому подобные бредни. Для чего же нужно было не просто потрудиться, а до крови подвизаться и быть верным до смерти, т.е., если надо, и умереть? Для того, чтобы в борьбе со страстями и демонами, обезпечить себе благую вечную участь и улучить исцеление души.
Поэтому, прежде всего, позаботимся о личном исцелении, после чего Господь может кого-то из нас сделать учителями, проповедниками и служителями в Церкви, если Ему это будет угодно. Без исцеления – великое безумие браться за учительство. Так можно только стать ересиархами, лжепророками и предателями Господа, разрушителями дела Церкви и дела спасения на земле, слугами и орудиями дьявола и бесов его. Да избавит Господь нас от этой пагубной участи!
Но путь нам остается один, дети мои, - путь внутренней, покаянной Иисусовой молитвы. Нет другого пути! Уже проверено все, исследовано, разыскано, и Святыми Отцами и моей худостью. Я, живой человек, сижу с вами и свидетельствую: я все проверил (я ведь не верующий был на слово), я все пощупал, все потрогал! При этом я дорывался до глубины и на себе все испытывал и лишь потом пришел к выводам. Поэтому вы можете сэкономить и время, и силы, поверив моему опыту. Посмотрите на меня, на мое служение, на то, как источается благодать слова и знаний! Откуда все это? Я не заканчивал богословских институтов, у меня не было времени заниматься в духовных школах. Я жил в горах, трудился, таскал продукты, колол дрова, носил воду и прочие труды нес. У меня была только Библия да пять томов Игнатия Брянчанинова - и все. Других книг не было, но я занимался Иисусовой молитвой. От этой молитвы именем Господа Иисуса проистекли и проистекают все благие плоды.
Имя Божие просвещает человека! Оно дает человеку все: и опору, и основу, и плач, и сокрушение. Оно, правильно призываемое и возделываемое, сокрушает сердце и усвояет Богу! Имя Божие – всемогуще! Оно перерождает человека, дает ему благодать Духа Святаго и смирение. Смирение, в свою очередь, дает обильную благодать. Благодать делает человека новым по качеству своему. Прежде всего - по уму, ибо он смиряется и смиренномудрствует. И даже если человек будет чудеса творить, мертвых воскрешать и т.п., ему в голову никогда не придет, что он нечто к этому имеет. Он видит себя проводником Божественной благодати и силы и поэтому никогда не возгордится. Он свободно будет говорить об этом без боязни и опасности потщеславиться или понести от этого какой-то урон. Он во славу Божию говорит правду и истину. Если это случилось через него, он и говорит: был, служил, встал и пошел, исцелил, беса изгнал – и все это благодатью Божией! Здесь нет никакой гордости. Конечно, можно такие вещи говорить и по тщеславию, можно и придумать их, когда их нет, и такое бывает, но одно не отменяет другое.
Говорить правду – это и есть преимущество христианина, так как лгать, мы знаем, кто научает? – сатана. Поэтому, если какой-нибудь факт был, это факт говорит просто о славе Божией. Более того, очень часто, если мы внимательно читали жития, Матерь Божия являлась (и другие святые) и говорила, чтобы не скрывали чуда произошедшего силой Божией, ибо оно не тебе одному дано. Смотрите, Господь исцеляет слепорожденного, расслабленного и очищает прокаженного. Казалось бы, ну кому есть дело до этого? А до нас Евангелие это доносит, и миллионы людей читают об этом и спасаются. Если по одному чуду миллионы людей спасаются, значит это чудо дано не только тому, кого исцелили, а для всех, для всей Церкви, для всей истории, для всего человечества. Это так важно знать и понимать! Поэтому скрывать истинные Божии знамения или чудеса не надо, нельзя. Это так же не богоугодно, как не богоугодно тщеславиться, приписывать себе, или обкрадывать у Бога и выдавать за свое!
Вот опять две крайности. Всегда есть две крайности. А мы должны пройти посредине, золотым, смиренным, Божиим путем, не уклоняясь, как Апостол говорит, ни налево, ни направо. В этом мудрость. И этой мудрости тоже научает благодать Духа Святого. И опять-таки, только та благодать Духа Святаго, которая даруется за внутреннее делание. Конечно, Бог милостив, щедр и человеколюбив, и дает благодать Свою и не молящимся Иисусовой молитвой, и не занимающимся внутренним деланием, но это не приносит опыта, мудрости и разума духовного.
Например, огурцы растут и у мусульман, и у католиков, и у протестантов, и у безбожников, и у коммунистов, и у экстрасенсов, и у колдунов. И все пьют, едят и наслаждаются телесно, любуются природой, загорают, купаются и т.д. и т.п., но это все не есть спасительная благодать, которая одна перерождает душу, примиряет ее с Богом, делает человека новой тварью во Христе Иисусе! Вот о какой благодати идет речь! Неспасительная благодать не решает задачу спасения, это просто милость Божья к своим тварям.
Солнце светит на добрых и злых, и свет равно получают они. Лишь по смерти будет видна разница между кающимися и другими людьми. Поэтому возлюбите путь Святых Отцов – покаяние и молитву! Это тот путь, о котором Апостол Павел сказал, что он превосходнейший!
Превосходнейший путь – это путь внутренней Иисусовой молитвы. Ничего нет на земле превосходнее него! Нет высшего таинства, и нет ничего лучшего и более надежного.
Да поможет Господь молитвами трехсот восемнадцати Отцов Вселенского собора уразуметь и принять это для спасения душ наших.
Аминь.
27 мая 2001 г.