Проповедь
Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Евангелие от Марка 6,14-30
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Сегодня Святая Церковь и мы, Её верные чада, светло и торжественно празднуем память славного Преставления или Успения святого, блаженного, великого Пророка Иоанна Предтечи. А поскольку Преставление это произошло через Усекновение его честной главы, то отшествие его ко Господу и праздник этот именуется Усекновением главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Мы видим, что в духовной жизни все понятия расходятся с мирскими. Часто они прямо противоположны обыденным человеческим представлениям. Ибо весть о смерти дорогого нам, близкого, родного человека повергает нас в глубокую скорбь, печаль, плач. Никому и в голову не пришло бы праздновать это событие, в особенности если бы мы узнали, что этому человеку отрубили голову.
Но в духовной жизни, как мы видим, всё происходит по-другому. Слава человечества Великий Иоанн, Пророк Божий, Предтеча, непорочный Ангел пустыни, совершенный в человецех и величайший из рожденных женами, как Сам Господь сказал о нём умирает такой, казалось бы, страшной смертью отсечением честной главы. По человеческому разумению это повод скорбеть и плакать. Представьте, каково было ученикам, тем кто знал и любил его, переживать это? Мы видим, что Сам Господь, узнав об этом событии, уединился для того, чтобы молитвенно отметить его. Может быть Господь общался в тот момент с душой Иоанна, давая ему поручение проповедовать в аду о грядущем Мессии, ведь для ада Он тогда ещё был грядущим только по смерти Своей Господь посетил это страшное место и вывел души всех праведников, которые в течение многих столетий ждали пришествия обетованного Спасителя.
И здесь мы видим особый промысел Божий, который связал личную участь великого пророка Божия Иоанна и судьбу всего человечества, в том числе ветхозаветной его части, в особенности праведников, которые, хоть и не подвергаясь мучениям, всё же томились в особом месте в аду, ожидая прихода обетованного Мессии. Как же ж было не обрадовать их, послав проповедовать им человека, который, будучи совершителем таинства Крещения Господня, засвидетельствовал пришедшего во плоти Сына Божия! Как на земле по Промыслу Божию Иоанн Предтеча засвидетельствовал пред всеми, что Господь Иисус Христос есть истинный Мессия, так и в аду именно он должен был нести эту истину душам умерших ветхозаветных праведников и других людей. Принявшие проповедь Иоанна Предтечи приняли потом и Господа, сошедшего во ад, и вошли вслед за Ним в Царство Небесное, которое отверзлось искупительными заслугами Сына Божия Господа Иисуса Христа.
Поэтому есть особый промысел и в смерти блаженного Предтечи. Мы знаем, что Он предвидел, предчувствовал свою кончину. Он говорил ученикам своим: «Ему Господу Иисусу Христу должно расти, а мне умаляться» (Ин.3,30). И это слова не престарелого человека, не старца, прожившего долгую жизнь, как Авраам или кто-то другой из ветхозаветных праведников. Нет. Это слова молодого человека, которому было чуть больше тридцати лет. И за эти годы он прожил такую яркую, светлую, богоугодную жизнь, что в течение уже двух тысячелетий лучшие люди, входящие в Святую Церковь, и все верующие во Христа блаженно почитают этого величайшего угодника Божия. Действительно Слава Божия отразилась на этом человеке. Он удивляет, изумляет нас каждым своим деянием, завершая свою богоугодную жизнь славной смертью.
Представьте себе его земную жизнь: суровейший подвижник, аскет, пустыннолюбивый душой житель пустыни провёл тридцать лет в самых суровых условиях, под открытым небом, не имея возможности укрыться от палящего зноя или холода, терпя перемены погоды, одиночество, не имея никакого утешения от людей. Он только с Богом наедине беседовал и молился, укрепляя душу до времени своего явления Израилю. Затем последовало его очень краткое служение людям, обращающее их на путь покаяния. И весь запас этой Божественной энергии, силы, благодати он за краткое время выплеснул в своём ярком служении, вершиной которого было Крещение Господне. После осуществления высшего, чего он сподобился на земле, Иоанн стал называться Крестителем.
Поэтому его земная миссия была исчерпана. Иоанн Предтеча ясно понимал, что дальнейшее его пребывание этого величайшего из рождённых женами человека было уже малополезно. В некотором смысле Он словно препятствовал бы людям всецело и полностью принять Христа, потому что ученики Иоанна держались бы за него, за его авторитет, святость, благодатность, и это могло бы послужить препятствием на их пути к Господу. Предтеча не хотел отвлекать никого авторитетом своей великой личности от Господа Иисуса Христа, зная что спасение только в Нём, а сам он лишь Предтеча, светильник пред истинным Светом и Женихом Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому его участь была предопределена.
Но это нисколько не оправдывает самих убийц блаженного Предтечи. Так же как не могут оправдаться никогда не оправдываются и убийцы Господа нашего Иисуса Христа тем, что промысел Божий приготовил эту великую Жертву на Кресте. Потому что промысел Божий лишь учёл и использовал их настроение, состояние, злобу.
Мы видим, что коллектив убийц был и у блаженного Предтечи. Он пострадал за обличение царя Ирода и жены его Иродиады. Царём был нарушен закон Божий, запрещавший при живом брате а брат Ирода Филипп был жив брать его жену. Филипп отпустил, по своему желанию, Иродиаду жену свою, которую царь Ирод, воспользовавшись этим обстоятельством, взял себе в жёны. Это было явное беззаконие, усугублявшееся тем, что творилось оно верховным вождём народа царём Иродом. Этот грех являлся для Ирода сугубым, потому что он не только сам лично грешил, но своим поступком ещё как бы оправдывал грех в глазах подвластных ему людей: раз царь так делает значит в этом нет ничего плохого и можно, взирая на царя, нарушать закон Божий. Поэтому, не терпя пагубного воздействия этого сугубого греха, Предтеча со всей своей духовной мощью принялся обличать его. Конечно же обличение это не понравилось Иродиаде, которая, надавив на лукавого Ирода, вынудила его арестовать Предтечу и посадить в темницу.
Мы помним что говорил Господь о блаженном Предтече ученикам своим: «... что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» (Лк.7,24-25). И здесь мы видим, что пустынник этот появляется во дворце, но попадает в самое худшее его место тюрьму. В те времена тюрьма находилась в подвале царского дворца, поэтому, находясь во дворцовом здании, он в то же время был узником в сырой темнице. Более того, блаженный Предтеча попадает на пир по случаю дня рождения Ирода. Но каким образом? Как званный гость? Нет, как жертва. Он попадает туда своей честной главой, на блюде принесённой.
Если мы внимательно слушали вчерашнее Богослужение, то помним слова о том, что он был принесён по приказанию злой царицы Иродиады как снедь некая на блюде. Это было удивительно. Постник, пустынник находится в царском дворце и приходит на пир в совершенно необычном качестве честной главой.
И в сегодняшнем Евангелии мы читаем, что «Царь Ирод, услышав об Иисусе, ибо имя Его стало гласно, говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мк.6,14). Почему же Ирод так быстро, лишь только услышав о чудесах Иисуса, поверил, что Иоанн Креститель воскрес? Потому что он был свидетелем явного чуда, когда усечённая глава блаженного Иоанна продолжала говорить, обличая Ирода и его наложницу (потому что и женой-то её назвать нельзя в истинном смысле этого слова). И конечно же, увидев это чудо уже отрубленная, мёртвая глава Предтечи говорит его голосом! он не мог не запомнить этого.
Услышав о Господе и чудесах, им творимыми, он сразу же начал заявлять, что это воскресший Иоанн Креститель и даже подтвердил: «которого я обезглавил», т.е. которому отрубили голову по его приказу. Царь Ирод подтвердил на всю вселенную, что совершил это страшное преступление. Отношение его к Предтече было, как мы видим, неоднозначным. Ему не нравилось обличение, конечно. Он был земной, лукавый человек. Но некоторые из благодатных слов Пророка Божия и на него производили какое-то своеобразное впечатление: «Ирод боялся Иоанна, зная что он муж праведный и святой» (Мк.6,20) и даже, как написано, слушал «с удовольствием» некоторые его слова и поучения. Конечно же, всё это было неискренним, земным, притворным, но тем не менее, услышав о чудесах Иисуса, он тут же засвидетельствовал свою веру в Предтечу, вполне допуская, что тот мог воскреснуть! И при всём этом он оставался нарушителем Божиих законов и богоборцем, который, как мы знаем, потом ещё и над Самим осуждённым на крестные муки Господом издевался.
Мы видим как страшно быть в состоянии, подобном Ироду, потому что даже намёки на какие-то его светлые чувства были очень непостоянными, кратковременными. Он опечалился, когда услышал требование убить Иоанна Крестителя, и в тоже время отдал приказ отрубить Предтече голову. На примере царя Ирода хорошо видно непостоянство падшего человека. Он может увлечься словом благодатного служителя Божия и тут же, ради возлежавших с ним, из тщеславия, легко предать его на смерть, зная что тот святой и праведный человек, как он сам об этом свидетельствовал ранее. И тем страшнее его грех.
Также страшен грех и дочери Иродиады, послужившей орудием этой купли-продажи, ибо именно она угодила Ироду своим плясанием и именно ей он обещал все, что бы та ни пожелала, даже до половины царства. Но вместо такого воистину царственного вознаграждения она, по совету матери своей, просит голову Предтечи, принесённую на блюде. Ей недостаточно было его смерти, но необходима была глава его, чтобы насладиться смертью своего врага настолько люта была в ней злоба от дьявола, как мы слышали вчера на Богослужении, ибо она была дьявольской дочерью, как и сама царица Иродиада.
И здесь мы видим подобие между двумя великими пророками: Илиёй Фесвитянином и Иоанном, Крестителем Господним. Оба они являются Предтечами: Иоанн Первого Пришествия Господа нашего, Илия Второго Его Пришествия. Оба гонимы были нечестивыми царицами, просто Господь не дал Илие пророку быть погубленным слугами царицы Иезавели, а здесь попустил беззаконию случиться. Блаженный пророк Илия был взят живым на небо, но мы знаем из предания Церкви и из пророческих обетований, что он придёт ещё в канун Второго Пришествия Господа нашего. Удивительно, что честная глава его и пророка Еноха тоже будет усечена другим царём антихристом-зверем. Совпадение происходит даже до таких деталей принятия мученической смерти. Святой пророк Илия претерпит то же, что претерпел в своё время блаженный Иоанн Креститель, только уже не Ирод, а сам антихрист-зверь отрубит собственноручно! его честную главу. И в этом смысле Ирод является прообразом будущего антихриста-зверя.
Если мы внимательно всмотримся в события жизни блаженного Предтечи, то поймём эсхатологическую особенность Праздника Усекновения его честной главы. Закон начала и конца срабатывает и в жизни Иоанна Крестителя. Начал он свою земную жизнь с чудесного ещё из чрева матери провозглашения, приветствия Сына Божия, пришедшего в мир и находящегося тогда ещё во чреве Пречистой Девы. И заканчивает он земной путь чудесным провозглашением, обличением своей уже мёртвой главой незаконного сожительства нечестивого царя. Своим рождением он исцеляет немоту отца и смертью своей воздействует на грешных людей, пытаясь самим этим чудом и этим обличением обратить их от страшного греха, ибо цель его была именно пристыдить, обличить, обратить, а не погубить. К сожалению, ни живого, ни уже усопшего, явным чудом говорившего, Предтечу они не услышали. Более того, злоба Иродиады дошла до того, что она повелела обличающую её уже отрубленную голову бросить в отхожее место. Только чудом Божиим эта глава была сохранена от осквернения и являлась ещё, как мы знаем, три раза. И праздник этот установлен в честь Обретения честной главы Иоанна Предтечи. Настолько велико служение Иоанна Крестителя, что и по своём отшествии он продолжает служить людям и душой, и честной главой своей. Мы знаем о его активном участии в жизни Церкви, в жизни людей; о множестве случаев его явления вместе с Господом, Пресвятой Богородицей, другими святыми. Даже его честная глава, которая обличила Ирода, продолжает являться людям и быть объектом поклонения и почитания всех истинно верных учеников и последователей Христовых. Настолько велико значение блаженного Предтечи. Об этом важно помнить, празднуя сегодняшний Праздник Усекновения.
Такие благие мысли всегда должны нас посещать, когда мы думаем о славном конце этого человека. «Память праведного с похвалами…», так начинается тропарь к сегодняшнему Празднику. И действительно успение святого человека это праздник, особенно, если это такой великий святой угодник Божий как блаженный Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, который принял мученическую кончину за правду Божию, явившись переходным мостиком из Ветхого Завета в Новый как учит Святая Церковь и соединив два этих Завета своей личностью. Славная кончина этого великого угодника Божия так важна, что Церковь установила день её празднования. При правильном уразумении мы должны ощущать в этот день самые светлые, торжественные чувства и праздничное настроение, несмотря на скорбный факт убиения блаженного Предтечи. Мы прославляем мученическую, славную его кончину и, в то же время, осуждаем злодеяния, совершённые этой дьявольской тройкой: Иродом, Иродиадой и её дочерью. Мы знаем из Предания церкви, что все они были впоследствии страшно наказаны промыслом Божиим.
Обратите внимание в Богослужении Святой Церкви и даже в кондаке, посвящённом сегодняшнему Празднику, постоянно звучит обличение, осуждение и негодование по отношению к тройке убийц блаженного Предтечи. Это показывает нам, насколько ненавистен должен быть грех и не только сам грех, но и его осуществители убийцы праведника, Божьего Пророка и Предтечи, ибо осуждаются конкретные люди. И тогда мы понимаем, что заповедь о неосуждении распространяется только на наших личных врагов, недоброжелателей, которые, будучи искушаемы демоном, пытаются через злые деяния, нам соделываемые, вывести нас из любви к Богу. И поэтому, противостоя этим дьявольским козням и атакам на нас, мы и не осуждаем этих людей, а правильно относимся к ним по заповедям Божиим.
Совсем другое дело, если оскорбляют, унижают или убивают Господа и Его угодников. Мы не можем стоять на стороне хулителей и убийц, но принимаем суд Церкви, суд Божий над этими людьми и относимся к ним в соответствии с церковным заповеданием, внимательно следя за тем, чтобы самим в чём-то не уподобиться этим страшным преступникам.
Мы читали вчера в богослужебных текстах, что лучше бы Ирод нарушил клятву, данную им дочери Иродиады, чем совершил страшный грех убийства Пророка Божия. Иногда по немощи своей человек связывает себя обещанием или клятвой, которую лучше ему нарушить, если она сопряжена с каким-то преступлением против Бога или Божиих людей. Это безумная, человеческая, тщеславная клятва, выполняя из честолюбия условия которой, человек полагает, что поступает правильно. В действительности же он в данном случае Ирод является гнусным убийцей, мерзким преступником Божественных заповедей и богопротивленцем, потому что убивает того, кто является явным носителем Духа Божьего ещё от чрева матери. И это страшно.
Преступление Ирода показывает нам, как страшно противиться Божиим людям, которые движутся Духом Божиим, будучи носителями Духа Святаго, особенно, если они обличают грех. Потому что блаженный Предтеча пострадал за своё обличение не за какую другую добродетель, а именно за обличение порока, греха. Мы все рождаемся в пороках и страстях, поэтому нуждаемся в постоянном обличении. Сами себя мы не обличим, не укорим должным образом, не вскроем язву свою во всей глубине её, не признаемся в ней по причине нашего невежества, слепоты, ложного стыда. Много есть и других причин, по которым мы не можем обнажить свою болезнь, свою греховность, свои преступления, нарушения заповедей и прочее. А Божий человек, который не лицемерствует, не лицеприятствует, а смотрит только на Бога, ищет только Его правду, он смело обличает, помогая нам выправить ошибки, раскаяться в преступлениях и нарушениях заповедей Божиих, и, благодаря этому, вернуться к Богу, примириться с Ним. Обличение имеет большое значение не только для конкретного человека, которого обличают, но и для всех, кто слышит это обличение или читает о нём, поскольку оно предупреждает их от повторения подобных грехов. Обличение говорится в Духе Святом, поэтому оно несёт в себе исцеляющее Божие воздействие, возбуждающее человека к покаянию и исправлению своей жизни. Нельзя только добрыми и благими словами подвигнуть человека. Иногда необходимо жёсткое, резкое обличение. И блаженный Предтеча настолько преуспел в этом, что даже жизнь свою славную завершил мученической кончиной именно за этот вид духовного творчества обличение неправды, беззакония. Поэтому и слава ему воздаётся за это.
Мы знаем, что и пророк Илия, который придёт вместе с блаженным Енохом, будет убиен антихристом-зверем тоже за обличение. Господь, проявляя Свою милость и щадя человечество последних времён, пошлёт блаженных пророков с Неба, подготавливаемых много столетий для помощи отступившему человечеству тем, кому только возможно помочь, не принять антихриста и его проклятой печати.
Проповедь эта будет обличительной и, в то же время, призывающей к покаянию. Как мы видим, к таким обличениям Господь готовит самых великих людей, которых были единицы за всю историю человечества. И в их число входит великий блаженный Иоанн Креститель, который имеет величайшее дерзновение пред Богом после Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы и Иоанна Богослова. Так велико его дерзновение, что он может вымаливать души даже на Страшном Божьем Суде. Только нескольким будет дано изменить суд Божий в отношении некоторых людей, которые будет помилованы Господом по их прошению это Владычица наша Пресвятая Богородица, Апостол Иоанн Богослов, Архангел Михаил и Иоанн Предтеча. И это должно подвигать нас к особому благоговейному и трепетному отношению к блаженному Пророку. Нам необходимо взывать к нему в своих молитвах, просить об избавлении от страстей, помыслов греховных, он очень помогает в этом, и, конечно же, просить его ходатайства на Страшном Суде, чтобы избежать вечного осуждения.
Будем же в этот день и в другие праздники, связанные с блаженным Предтечей, располагать свою душу к особому молитвенному обращению к этому величайшему из рожденных женами человеку.
И да будет его молитва и предстательство его с нами во все дни жизни нашей и по смерти нашей.
Аминь.
11 сентября 2002 года