Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Проповеди отца Олега Моленко - propovedi.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru

Проповедь

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы





Евангелие от Луки 10,38-42
Евангелие от Луки 11,27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшний день Святая Церковь и все её верные чада светло и всерадостно празднуем преславное, от святых Богоотец Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой, Преблагословенной, Пречистой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, Истинной Богородицы, родившей нам Бога Слова во плоти, Вторую Ипостась Пресвятой Троицы – Сына Божия, Который стал нашим Спасителем.

Празднуя такие Великие Праздники как Рождество Господа нашего и Рождество Честнейшей Херувим и Славнейшей, без сравнения, Серафим, высшей всех созданий Божиих Приснодевы Марии, мы должны понимать суть этих Праздников. Нужно знать по какому случаю был установлен сегодняшний Праздник и что, собственно, мы празднуем. Потому что, имея лишь поверхностные представления об этом Праздновании, мы не сможем в должной мере погрузиться в него своим духом, сорадоваться этому воистину вселенскому, важнейшему за всю историю человечества событию, которое можно сравнить только с Рождеством Господа нашего. Потому что, если бы не было Рождества Пречистой Девы, то не родился бы на земле и Сын Божий Иисус Христос.

Поэтому Праздники эти связаны друг с другом самым непосредственным образом: сначала рождается Мать, Которая рождает впоследствии Сына Божия во плоти – совершенного Бога и совершенного Человека. Это величайшее Чудо, непостижимое Таинство, в соответствии с которым должен был быть подготовлен и Сосуд – Дева, Которую Господь промыслом Своим приуготовил к этому великому спасительному для нас событию. Когда мы говорим: «Господь приуготовил», – это никоим образом не исключает заслуг Самой Пресвятой Девы. Потому что иногда даже верующие люди, полагающие себя почитателями Пречистой Матери, пытаются приписать истории Её жизни свои собственные фантазии и мечты, думая, что этим они могут что-то добавить к славе Пресвятой Богородицы. На самом деле они невольно или неосознанно впадают в различные хулы, заблуждения и еретические, прелестные мнения, которые только унижают достоинство Пречистой Девы. Например, они утверждают, что Бог особым образом предъизбрал Её и освободил от первородного греха, даровав еще при зачатии сверхъестественный дар благодати. У римокатоликов, как мы знаем, есть даже догмат «О непорочном зачатии». Таким образом человеческое скудоумие пытается от себя добавить что-то к славе Пресвятой Девы.

В действительности же подобными ложными разсуждениями последователи этой ереси только унижают высочайшее достоинство Богоматери и Её личного вклада в Тайну Боговоплощения. Бог не насиловал природу человека, не создавал программу, как сейчас принято говорить. Не безгрешная программа родила Бога, а живая Личность, которая Своим подвигом достигла высшей славы. Это великая Тайна, непостижимая для нас, но тем не менее, Своей жизнью, Своим отношением, Своим подвигом Пресвятая Дева со Своей человеческой стороны приуготовила Себя в Сосуд Избранный. И Господь, провидя Её волю, верность, преданность, Её любовь к Богу и неизреченное смирение, – ибо особым образом Господь призрел на смирение Рабы Своея, как мы читаем в Евангелии, – избрал Пречистую, Пресвятую Деву Марию, провидя, что Она исполнит Со своей стороны всё, что должно исполнить. И по особому промыслу Божьему этот дивный Сосуд был рождён для нас чудесным образом неплодными престарелыми родителями, в которых не было уже действия страстей, и в три годика введён во храм – это событие мы будем праздновать зимой, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, – где она воспитывалась во Святая Святых. Ангелом Хранителем к Пресвятой Деве был приставлен Архангел Гавриил, который охранял Её во все дни жизни Её до славного дня Успения и участвовал в погребении Пречистой Божией Матери.

Это первый Праздник, который мы празднуем новом церковном году, начавшемся 1 сентября по церковному календарю, когда Господь вышел на проповедь покаяния. И Богослужебный круг тесным образом связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы, начинаясь с Её Рождества и завершаясь Её славным Успением. Мы должны понимать, что и наша жизнь получает смысл только тогда, когда мы начинаем благоговейно почитать Пресвятую Богородицу, как Святая Церковь учит нас. С самого рождества своего мы должны почитать Матерь Божию и по смерти своей уповать на Её помощь в защите от демонов и в умилостивлении Сына Божия в День Страшного Суда, ибо Её предстательство может изменить нашу вечную участь, если она окажется печальной по причине недостаточного раскаяния или не принесения достодолжных плодов в своей христианской жизни.

Пресвятая Богородица сопровождает нас всю жизнь, и как Она родила Сына Божия во плоти, так Она рождает Его для нас духовно. Поэтому никто да не дерзнёт помыслить, не говоря уже утверждать, что можно спастись без Госпожи нашей Богородицы, Царицы неба и земли. Она является для нас величайшим Божиим Даром, Который приводит нас к Сыну Божию и вводит в жизнь вечную. И Святая Церковь подчёркивает это в сегодняшнем праздничном Богослужении, чтобы мы понимали, что Рождество Богородицы – это истинная радость, истинное духовное веселье для всей вселенной, для всей твари и особенно для падшего человека.

Ибо до Рождества Матери Божией проклятие довлело над падшими людьми, полная безысходность, гнев Божий, наказание, смерть, власть дьявола, бесов и страстей. Казалось, не было никакого выхода. У падшего человечества было только единственное обетование Божие, полученное Адамом и Евой сразу же после грехопадения, о том, что в своё время явится некая Жена, Которая сокрушит главу змея. И этой одной надеждой жили лучшие представители человечества, произошедшие от Адама и Евы, Ноя и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака, Иакова, Давида и других, включая Богоотец Иоакима и Анну. Все праведники жили обетованием, что произойдёт от этой Жены, Девы обетованный Мессия – Сын Божий – и спасёт нас: разрушит дела дьявола, уничтожит наше жуткое греховное рабство, выведет на свободу и возвратит к Богу уже в качестве Его сынов. И всё это стало возможным благодаря Рождеству Пресвятой Девы, Её подвигу и, конечно же тому, что Она родила для нас Сына Божия Иисуса Христа.

По отцу Дева Мария происходила из рода царского, по матери – архиерейского. Очень важно знать и помнить о том, что в Ней соединились два высших человеческих представительства: царский род и архиерейский, т.е. священнический. И таким образом «Она венчана славою и честию; славою – как от корня царского прозябшая, честию – яко от архиерейского племени израстшая» (Четьи-Минеи, 8 сентября).

Имя «Мария» в переводе с еврейского языка означает «Госпожа». Второе значение имени – «Надежда». «Ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков», – говорит св. Епифаний. Слово «чаяние» означает сильнейшую надежду. И в своей молитве мы обращаемся к Ней: «Радуйся, надеждо безнадежных», ибо даже тогда, когда Бог нас не слышит, не принимает наши молитвы, и, кажется, никто и ничто нам помочь уже не может, у нас есть последнее прибежище – надежда нас, безнадежных – Пречистая Госпожа Богородица.

Её рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни святых Иоакима и Анны, память которых Святая Церковь будет завтра светло праздновать. Необходимо отдать должное праведным Иоакиму и Анне, сподобившихся стать Богоотцами, – как называет их Святая Церковь, – родителями Пресвятой Девы, давшей миру Бога. Это высшее, что за всю земную историю человечества смог дать святой благочестивый брачный союз. Мы видим плод истинного о Господе брака – это Пресвятая Дева, родившая Бога. А высший плод девства, который явила Сама Пресвятая Богородица – это рождение во плоти Сына Божия Иисуса Христа от Духа Святаго.

Мы видим, что в лице Пресвятой Богородицы словно разрешилось противоречие двух направлений жизни: девственности и брака. Являясь плодом честного брака, Она единственный раз за всю историю человечества, оставаясь Девой, родила Сына Божия, преодолев это кажущееся противоречие. Ибо оба установленных спасительных пути равночестны: брак, сохраняющий ложе не скверно, и девственность, посвящённая Господу. Второй путь особенным образом процветал в монашестве.

Пресвятая Дева стала плодом целой жизни святых праведных Иоакима и Анны: их терпения, молитв и крепкой веры, победоносно сокрушившей самое тяжёлое для сердца испытание плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Светлым и радостным торжеством ознаменовали святые родители рождение данной им от Бога Дочери. Надо сказать, что в то время отсутствие детей было очень печальным и скорбным событием. Люди поносили бездетные супружеские пары как проклятых или отверженных Богом, потому что ожидание Мессии особым образом сказалось на институте брака: все знали, что только через честной брак может родиться истинный Мессия.

Мало кто знал знал Тайну, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7,14). Даже такой святой праведник как Симеон Богоприимец, мы знаем, при переводе этого пророчества Исайи хотел вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая Женщина родит Сына», потому что не вмещал эту Тайну, но был остановлен Ангелом, который возвестил, что истинно Дева родит, и именно это будет знамением для Израиля и всех истинно верующих. Но кто-то же должен был родить Саму Деву. Поэтому отсутствие детей считалось большим позором. И позор этот несли со дня вступления в брак почти всю свою жизнь святые Иоаким и Анна. «Поношение безчадства претерпели», – так говорится в кондаке к сегодняшнему Празднику об этих святых праведниках. Они скорбели, ибо сами думали, что несут наказание Божие. Они принимали эту человеческую установку и, не находя при наблюдении за собой нарушений, недоумевали: «почему?». Жили они богоугодно, исполняли все заповеди, поэтому никак не могли понять, почему более грешные люди имеют детей, а их – богобоязненных, милостивых, всю жизнь проводящих в Богоугождении – Бог наказывает.

В дейсвительности это было не наказание, а величайшая милость. Господь не наказывал, не отвергал их, а приуготовлял особым образом, ибо от этих скорбей, унижений, поношений, они приобрели глубочайшее смирение, которое и передалось их плоду – Пресвятой Деве Марии, которая впоследствии в ещё большей степени смирилась пред Богом. Подобное рождает подобное. От смиренных, святых, богоугодных родителей родился самый благочестивый, смиренный, кроткий плод – Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.

Праведным Иоакиму и Анне нужно было иметь воистину великое упование на Бога, чтобы, будучи престарелыми, не оставить эту надежду. Они дерзали просить чуда, хотя были уже неспособны к деторождению по возрасту, по состоянию своего человеческого естества. Казалось бы, зачем уже молиться о разрешении неплодства в возрасте, когда это просто невозможно по естественным причинам? Но святые Иоаким и Анна настолько верили Богу, настолько желали снять с себя этот позор и явить всем свою богоугодность, что они усердно молились, несли подвиги, умилостивляли Бога, благотворили, прося Господа об одном: о даровании им плода паче чаяния. И их молитвы, проникнутые глубокой верой, конечно же были услышаны Богом и приняты. Но здесь милость Божия нас уже не удивляет, но удивляет глубочайшая вера этих святых праведных родителей Пресвятой Богородицы. Они верили, что Бог может сделать невозможное. Как Авраам свято верил, вознося своего сына Исаака на жертвенник, что Бог может воскресить его – по толкованию Апостола Павла – так и праведные Иоаким и Анна верили в силу Божественного возрождения, ибо где хочет Бог – нарушается естества чин.

Редко на земле являются люди, которые имеют такую глубокую веру, такое дивное смирение и такое сочетание добродетелей, какие имели святые и праведные Иоаким и Анна. Поэтому для них было величайшей радостью увидеть такое удивительное разрешение своих молитв, слёз, воздыханий и скорбей, как рождение Пресвятой Девы. Ещё до Её рождения, молясь Господу о даровании плода чрева, они обещали всецело посвятить его Богу. Уже в этом было особое промыслительное действие: люди по своей воле согласились отдать долгожданное Чадо своё, избранный Сосуд на служение Богу, словно Духом Святым провидя каким великим будет это служение. И Духом Святым движимые, они привели свою Пресвятую трёхлетнюю Дочь в храм и полностью отказались от Неё. Более того, вскоре после этого они отошли и уже не имели возможности в своей земной жизни видеть воочию какое значение для человечества имела Приснодева, родив Сына Божия. Об этом они узнали уже после того, как Господь вывел их – в числе всех праведников – из адских мест ожидания, ибо Рай до искупительной Жертвы Господа был закрыт.

Единственной их земной радостью было увидеть рождение своей Дочери. Поэтому они устроили особый праздник: многие жертвы были принесены Господу как выражение чувств благоговения, благодарности, преданности Богу, которыми жило и дышало их сердце; щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселья, обильная трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знакомым.

Но святым Иоакиму и Анне не дано было увидеть в этой жизни всей пренебесной славы Богодарованной им Дочери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешении своего неплодства, о рождении Дочери по особому к ним благоволению Божию и благовестию Ангельскому. Единицы людей на земле получали откровение от Господа о предстоящем рождении ребёнка. Мы знаем, что Аврааму и Сарре было благовестие о рождении Исаака, о святом Предтече была принесена благая весть. Конечно же, величайшая в человецех Пресвятая Дева получила благовестие от Господа, принесённое ей Архангелом Гавриилом. И святые Иоаким и Анна получили ангельское благовестие о предстоящем рождении Дочери.

И для нас этот день должен быть особенно торжественен и радостен. Потому что мы празднуем сегодня Рождество Той Богоизбранной Девы, которая, согласно предсказанию пророка Исайи, «во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7,14), Господа нашего Иисуса Христа, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти. Мы празднуем явление миру виденной Иаковом «лествицы» в небо, как мы вчера за всенощным бдением читали в паремиях. Потому что «лествица», виденная Иаковом во сне, является прообразом Пресвятой Богородицы, соединившей Небо и землю, ибо до Её Рождества между ними была непроходимая пропасть. Предвиденные пророком Иезекиилем «врата затворенные», которыми прошёл Господь Бог Израилев, чтобы сотворить избавление людям своим, тоже прообразуют Пресвятую Богородицу: «...ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими» (Иез.44,2). И дом, который создала Себе Божественная Премудрость из Книги Премудрости Соломона – это прообраз Пресвятой Девы, даровавшей миру «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1,9).

Словом, Рождество Пресвятой Девы Марии явилось началом исполнения всех Божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий. Это было явление миру той сокровенной Тайны, которая предуготована была от века во спасение падшего человека и его грядущей славы. Вот как говорит об этом Празднике в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» святой Иоанн Дамаскин: «Настоящий праздник есть для нас начало всех праздников. День Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».

Святая Церковь так подчёркивает важность и значение этого Праздника в своих песнопениях: «Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою... Се бо раждается, яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, девства Сосуд, Ааронов прозябший Жезл от корене Иесеева, пророческое проповедание, и праведных Иоакима и Анны прозябение. Раждается убо, и мiр с Нею обновляется... Днесь да веселятся ангельстии чини, песньми да ликуют сущии из Адама: родися бо Жезл, Цвет возрастивший Христа Единаго, Избавителя нашего... Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы, о Рождестве Твоем: Тобою бо от тли избавихомся. Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют духом к Тебе, Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы явльшуся Христу».

Необходимо сказать ещё и о таком значении Рождества Матери Божией. Мы помним, что первой сотворённой Богом из ребра Адама женщиной была Ева, которая, явив нелюбовь ко Творцу своему и преступив, по гордости, Его заповедь, пала, а затем и Адама соблазнила на тот же грех. Пресвятая Дева выполнила послушание, которое не смогла исполнить Ева. Она своим смирением – добродетелью, противоположной греху гордости – исправила эту страшную ошибку. Поэтому Она называется Новой Евой – Евой, дающей жизнь. Первая Ева дала жизнь телесную, плотскую роду человеческому, который весь произошёл от семени Адамова. И поскольку Адам был перстным, то перстными стали и все его потомки: смерть и тление передавались из семьи в семью, от родителей к детям. Вся природа человеческая была повреждена, находясь под проклятием после грехопадения.

И только после того, как Пресвятая Дева родила Сына Божия пресеклось это страшное зло. Поэтому Она называется Святыми Отцами и Церковью Новой Евой, а Господь наш Иисус Христос Новым Адамом. Ибо Господь не только восстановил человеческое естество в том виде, в каком оно было у Адама до падения, но вознёс Его на небывалую высоту, посадив одесную Бога Отца. Мы видим опять действие закона начала и конца. Святая Церковь даже именами Адам и Ева, приписываемым Господу и Пресвятой Деве, показывает взаимосвязь событий, происходящих в этом, Богом созданном мире: начало повторяется в конце, а конец возрождает и улучшает начало. Поэтому для нас сегодняшнее Празднование являет ещё воспоминание о сотворении человека, о первых людях, о падении и о возстановлении человеческой природы, об изгнании и о возвращении в Рай. И если Ева своим грехом изгнала нас из райской обители, то Пресвятая Дева вернула нам потерянный Рай. Если первая Ева привела нас к смерти, то Новая Ева вернула к жизни, Сама родив Жизнь Ипостасную. Если Ева попала под власть дьявола, то Пресвятая Дева, сокрушив главу змея, победила его, почему демоны так боятся даже имени Пресвятой Владычицы нашей, не то, что Её присутствия, Её силы и благодати. Они трепещут пред Ней, но, конечно же и ненавидят Её, потому что по свойству своему они злы. Но эти злобные существа вынуждены подчиняться Пресвятой Деве помимо своего желания, и когда Она повелевает – они разбегаются или выполняют всё, что Она им прикажет. Настолько немощны и беспомощны они при всей своей злобе и ненависти.

Следует сказать ещё о Евангельском чтении, которое всегда полагается читать в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Мы хорошо его знаем, потому что на все Праздники Пресвятой Владычицы нашей на всенощном бдении читается Евангелие о приходе уже зачавшей Пресвятой Девы к праведной Елисавете. А на Литургии читается Евангелие, которое мы сегодня слышали.

У нас может возникнуть вопрос: почему это место Евангелия Святая Церковь установила читать в честь Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Госпожи Богородицы, если речь там идёт совершенно о других женщинах.

Лк.10:
«38 В продолжение пути их, пришел Он – Господь Иисус Христос – в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. Мы знаем, что Марфа и Мария – это сестры праведного Лазаря, близкого друга и ученика Господа, воскрешённого Им. Начало следующего, 39-го стиха в русском переводе звучит так:
39 у неё была сестра, именем Мария...» Но если бы мы читали Евангелие в славянском переводе, как постановляет Церковь, то увидели бы различие в звучании этих слов на церковнославянском языке:

38 «...жена же некая именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 и сестра ей бе, нарицаемая Марией...».

Переводчик, выполнявший перевод на русский язык не обратил внимания, что очевидно неслучайно в стихе 38, повествующем о Марфе, употреблено слово «именем», а в следующем стихе, о Марии, пишется: «нарицаемая Марией». Ведь можно было в славянском варианте текста повторить однажды использованное нужное смысловое слово; и если сказано в первой строке «именем Марфа», то можно было и в последующей написать: «именем Мария». Тогда вообще не возникало бы никаких вопросов. Почему же сказано: «нарицаемая Марией»?

Если мы поймём это – станет ясным почему это место Евангелия прикладывается к Пресвятой Деве Марии. Потому что речь здесь идёт об имени. «Женщина, именем Марфа» – это приложение определённого имени к конкретному человеку. Но когда говорится: «нарицаемая Марией», становится понятным, что речь идёт об имени, а не только о конкретной женщине. Это станет ещё яснее, если мы скажем, что в Евангелии именем Мария нарицаются и сестра праведного Лазаря, и Мария Магдалина, и Мария Клеопова, и Пресвятая Дева. Тогда слова Господа прикладываются через имя не только конкретно к сестре Лазаря Марии, но и к Самой Приснодеве Марии. Так же как слова Господа в отношении Иоанна Крестителя – «из рожденных женами не восставал больший Иоанна...» (Мф.11,11) – через имя прикладываются не только к самому Предтече, что истинно и несомненно, но и к Иоанну Богослову, который даже несколько выше стоит пред Богом по силе и благодати, чем великий блаженный Предтеча, как это доносит до нас Церковь.

Итак, в церковнославянском языке есть более точное указание. Мы должны учиться читать на этом языке, потому что тонкости эти там лучше обозначены. Если мы будем читать только русский перевод Евангелия, трудно будет нам понять, почему Церковь положила читать место, где ничего не говорится о Богородице, в Великие Праздники, Ей посвящённые.

Но продолжим чтение Святого Евангелия.

Лк.10:
«39... у неё была сестра, именем Мария – мы говорим, «нарицаемая Мария» по-славянски, – которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Опускаем толкование о Марфе, как не имеющее значения, приложимого непосредственно к Приснодеве Марии. Сейчас обратите внимание, какие слова относится к Матери Божией, Царице неба и земли: «42 а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Если мы вспомним, что «нарицаемая Марией» женщина есть не только конкретная сестра Марфы и праведного Лазаря, но и Матерь Божия, то становится понятным, что Пресвятая Дева Мария «избрала благую часть», – Она родила Бога, – «которая не отнимется у нее».

И чтобы окончательно привести нас к этой мысли, Святая Церковь добавляет к этому месту святого Евангелия отрывок из другого зачала. Чтение церковного Евангелия, установленное Духом Святым и Святой Церковью для различных праздников, может состоять из различных выборок, которые читаются одна за другой, хотя если сверить эти места по тексту, обнаружатся пропуски, переносы, переходы на другие части и главы. И это очень хороший пример творческого отношения Святой Церкви, движимой Духом Святым, к подбору евангельских праздничных чтений.

Что же мы видим в завершающем чтении этого Евангелия из другого зачала? В ответ на проповедь Господа одна женщина, «возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11,27), – так завершается это Евангелие. Мы видим, что после слов о Марии, избравшей «благую часть, которая не отнимется у нее», сразу же следует переход на ублажение Самой Матери Божией: «блаженно чрево, носившее Тебя», – это уже прямое указание на Пресвятую Богородицу. Воистину блаженна Приснодева! И, таким образом, соединяются эти два места Святого Евангелия: Мария избрала благую часть, и потому Она блаженна.

И Господь Своим ответом подтвердил и ещё дальше развил эту мысль: да! Моя Мать блаженна, но блаженны ещё и «слышащие слово Божие и соблюдающие его». Таким образом Господь даже от правильной богоугодной мысли о благоговейном почитании Матери Божией переводит наш ум всё-таки к нашему спасению: да, Она блаженна. Благодарите Бога, за то, что есть у вас такой великий дар – Пресвятая Богородица, но вы тоже блаженны – можете быть блаженными, – если не просто слушаете слово Божие, но и соблюдаете его.

А в другом месте святого Евангелия, если помните, когда Господу сообщают, что Матерь и братья Его ищут Его, Он говорит удивительные слова: «кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3,35). Господу говорят о Его Матери по плоти – Преблагословенной Владычице нашей – и Его братьях (сыновьях Иосифа Обручника, которые назывались братьями Господа по плоти). Он же, не отвергая, дополняет и развивает мысль: каждый из вас может стать Мне братом, сестрой и матерью. Допустим, мы можем как-то понять и вместить возможность стать братом или сестрой Самому Господу. Но как разуметь Его слова о том, что человек может стать матерью Ему?

Наверно никто из вас не задумывался.

Читая Евангелие, необходимо обращать внимание на такие места, а потом либо молитвенно вопрошать, либо спрашивать у духовного отца, находящегося в благодати и истине, если имеете счастье такого иметь, либо у Святых Отцов ответ искать пока не обрящете. Это очень интересно и полезно. Потому что речь Господа непосредственно к нам обращена, что делает Его слова особенно важными для нас. Конечно же, велико, полезно и спасительно почитать Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим и всех других святых, которые своим подвигом достигли высочайших духовных высот. Но мы ведь и сами должны что-то делать. Поэтому Господь постоянно переводит любое прославление даже Его Пречистой Матери к нам, к каждому из нас, как бы соединяя нас с Нею: вы тоже не в стороне, вы тоже можете стать Мне матерью (конечно же не в буквальном смысле – нелепо было бы так думать).

Исайя возвещает: «...страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения» (Ис.26,17-18). И тогда мы понимаем, что если будем заниматься внутренней жизнью, покаянием, непрестанной Иисусовой молитвой, плачем и другими вспомоществующими деланиями, то сможем возродить наш дух, родить Дух спасения. А рождается он в тот момент, когда Дух Святый, осеняя нас явным образом, прикасается к сердцу, которое открывается, и дух человеческий – ещё младенствующий – пробуждается для единения с Богом. Затем он возрастает до меры христианского совершенства -возраста Христова. Но ещё будучи новорождённым младенецем, он уже жив, он уже родился. Поэтому сначала во чреве – т.е. в сердце своём – мы носим его, уподобляясь Богородице, пришедшей к Елисавете, ибо мы носим Бога в себе! А когда присутствие Бога в нас проявляется явно – мы уподобляемся Богородице в буквальном смысле, ибо рождаем Бога: только не для вселенной и не во плоти, а Духом в себе.

Вот к достижению какого высочайшего уровня призывает нас Церковь молитвами Пресвятой Богородицы. Не просто верить и идти непонятно куда и как. Нет! Реально уподобиться Пресвятой Деве, возродить в себе дух свой и затем самой (самому) для себя родить Бога, чтобы Он пришёл и вселился в нас. И мы должны стать Богоносными как Пресвятая Богородица.

Конечно же Тайна эта велика и неизреченна: как Пречистая Дева Мария могла вместить невместимого Бога? – Изнемогает всякий ум. Мы никогда не познаем Тайну эту до конца, ибо она невместима, неизъяснима. Не способен человеческий язык описать все качества Пресвятой Девы, все Её добродетели, всю славу Её, не говоря уже о величайшей Тайне Богорождества, ибо Сама Приснодева Мария, Матерь Божия является величайшей Тайной, постигнуть которую невозможно. Мы можем только благоговейно почитать Её, поклоняться Ей, молиться, просить Её святых молитв, заступления, покрова, но никак не можем своим ограниченным человеческим умом постигнуть эту Тайну: как Она вместила невместимого, безграничного Бога, ещё именуемого Огнём. Поэтому Матерь Божия называется Неопалимой Купиной, ибо Она вместила Огнь, Который Её не сжёг. Поэтому и три благочестивых отрока в печи, о которых вспоминается многих местах Богослужения, тоже являются прообразом Матери Божией, ибо они не сгорели в огне. И много есть других образов, которые мы должны благоговейно воспринимать. Они отчасти помогают нам понять некоторые фрагменты Тайны Пресвятой Богородицы и отчасти отражают Её великое значение и славу.

Поэтому, празднуя Её Рождество, будем глубже и глубже вникать и в эти образы, и в богослужебные тексты, лобызая каждую строчку, повествующую о Матери Божией, и от всего сердца призывая с ещё большей любовью, большим пониманием и благоговением пресветлое, пречистое имя Той, Которая родила нам Бога.

И да будет Её покров, Её святые и всемогущие молитвы пред Сыном Божиим со всеми нами во все дни живота нашего.
Аминь.

21 сентября 2002 года


Главная страница сайта Печать страницы YouTube account Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод

Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова