Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Проповеди отца Олега Моленко - propovedi.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru

Проповедь

Только любовью к ближнему и смирением оправдаются люди на Страшном Суде

(слово о Страшном Суде)

Евангелие от Матфея 25,31-46

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Празднуя сегодня воскресный день, мы продолжаем подготовку к предстоящему Великому Посту. Сегодняшняя неделя именуется Церковью неделею мясопустною, потому что сегодня – заговенье на мясо, и именуется неделей о Страшном Суде, потому что сегодня читается Евангелие, посвящённое Страшному Суду. И идёт воспоминание об этом великом, важнейшем для каждого из нас событии.

Мы должны внимательно всмотреться в повествование Евангелия и, прежде всего, отметить для себя, что эти слова о Страшном Суде говорит Сам Господь Иисус Христос, Которому Бог Отец отдал весь Суд над всей тварью. Говорит Сам будущий Судия, Который возглавит этот Страшный Суд. И на этом Суде будет принято окончательное решение и решена окончательная участь каждого человека. И в связи с этим повествованием встаёт важный для членов Церкви Христовой вопрос: а кто же будет судиться на этом Страшном Суде?

" Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей" – почему сказано здесь Сын Человеческий? Потому что Господь придёт с воскресшей Своей плотью, с которой Он вознёсся на небо и сел одесную Отца, т.е. вознёс человеческое естество на такую высоту, что приравнял к Богу Отцу. Именно в этой славной Своей плоти и вернётся Господь. И именно в этой славной Своей плоти Он будет судить род человеческий.

"и все святые Ангелы с Ним" – зрелище будет невыразимо потрясающее. Люди, наконец-то, впервые увидят не то что одного Ангела – многие в своей жизни и одного Ангела не видят – а все мириады Ангелов и мириады Святых людей, т.е. членов Церкви Христовой, которые придут вместе с Господом, душами святыми. И по действию Божественной силы тела их воскреснут, воссоединятся уже в новом качестве. Их прежние тела будут не только воскрешены в старом виде, а и ещё видоизменены по качеству духовного тела. И вознесутся эти тела на встречу Господу, навстречу своим собственным душам и на Небе соединятся с ними. И будут шествовать обратно на землю в новых телах.

Это участь только истинных членов Церкви, которые до конца пребудут в Церкви и отойдут, оставаясь в Церкви. Церковь Христова, Невеста Его, не имеющая никакого пятна или порока, как сказал Апостол Павел, не судится. Она не может быть судимой. Она неподсудна. Потому что она уже освящена великой освящающей благодатью, которая удаляет все грехи, все пятна порока с каждого члена Церкви. Поэтому великое преимущество – быть чадом Церкви. Великое счастье быть членом Церкви. Ибо Церковь – это есть новая форма бытия, прямого непосредственного Богообщения, жизни с Богом и в Боге. Мы к этому призваны. Мы должны дорожить Церковью. Мы должны понимать, что это – великая благодать, что это – великая форма жизни, принесённая Богом, особая форма жизни. И мы, христиане, суть избранники Божии для этой жизни.

Мы должны оцерковить всю свою жизнь и до конца пребыть в Церкви для того, чтобы избежать предстояния на Страшном Суде, чтобы прийти со Святыми Ангелами, со всеми Святыми судить остальной род человеческий. Писание нам говорит, что Апостолы будут судить 12 колен Израилевых. Ну как же, читая Писание, слова Великого Апостола Павла, который говорит, что мы, истинные христиане (если мы сохраним, конечно, своё членство в Церкви) будем судить демонов, то, как же мы можем сами быть судимы, и стоять рядом с ними? Это наше невежество может говорить, что подсудимые будут ещё кого-то судить. Уже более нелепую мысль трудно и представить. Поэтому так важно сохранить себя в Церкви. Любой грех, самый малейший греховный помысел может нас вывести из Церкви. И поэтому, читая разрешительную молитву от лица Церкви, священник, имеющий власть от Бога вязать и решить грехи, говорит: присоединяю эту душу кающуюся к Церкви.

Т.е. смысл такой, что опять душа присоединяется к Церкви. Почему? Потому что грехом душа отпала от Церкви. И вот постоянно идёт эта борьба уже уверовавших во Христа людей за сохранение себя в Церкви. Грех выталкивает душу из Церкви – душа опять возвращается покаянием, говоря: нет, хочу быть в Церкви. Страсть выталкивает – душа сопротивляется, очищает страсть, говорит греху: нет! И так идёт борьба всю жизнь. И если застанет смерть человека в Церкви, то он будет не судимый, а будет судить тех, кого Бог поручит ему. Это принципиальное разделение Церкви Христовой и её чад истинных и всех остальных людей. Судиться будут все остальные, т.е. люди и демоны.

Из этого понимания переходим к повествованию, которое говорит: "и соберутся пред Ним все народы". Вот кто соберётся. Сразу же заметим, что здесь указано пророчество. Какое пророчество? Что большинство людей и народов не войдут в земной жизни в Церковь. Не войдут по разным причинам. И вот они-то и будут судиться. Если бы все, находящиеся вне Церкви, погибали сразу и окончательно, то не было бы смысла и судить их. Потому что суд – это разбирательство: кого-то помиловать, кого-то – нет. Церковь не судится, значит, все остальные судятся. Для чего? Чтобы из их числа кого-то помиловать и ввести в Царство Божие.

Поэтому, находясь в Церкви, да не будем превозноситься над теми, кто не вошёл по каким-то причинам. Как, скажем, младенцы, убиенные во чреве матери, которых сейчас набирается уже миллиарды за всю историю человечества, приспанные младенцы, некрещёные и т.д. Много людей в невежестве, в неведении пребывали вне Церкви, но, тем не менее, Писание нам показывает на примере Иова многострадального (который не был членом ветхозаветной Церкви и не знал непосредственно богослужения, уставов, законов), что он по сердцу жил с Богом.

И батюшка преподобный Серафим Саровский говорит, что и среди язычников Бог сохранял ведение о Духе Святом, что Дух Святый посещал и язычников. И они даже имели дар различения бесовского и божественного. И много есть других случаев, как, например, римский сотник, который удивил Господа верой своей, будучи не членом Церкви ветхозаветной или сыном Божиим формальным. Но именно в повествовании о вере римского сотника подчеркнуто, что Господь удивился и похвалил его. И вслед за этим сказал, что многие придут от востока и запада, севера и юга и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом во Царствии небесном, т.е. с истинными сынами веры и Церкви Христовой в Царстве Божием. А сына Царствия – члены Церкви, которые не подтвердили своё членство своими делами, не удержались в Церкви, будут изгнаны во тьму вечную. Господь противопоставляет сынов Царствия, т.е. тех, которые при жизни сознательно уверовали, обратились ко Господу и пребывали в Церкви формально, и остальных спасенных со всех четырёх сторон – "от востока и запада, и севера и юга" – т.е. со всех стран и со всех народов.

И как же тогда эти люди будут судиться, если они не были в Церкви, не освящались Таинствами, потому что Таинства даются только верным членам Церкви? Разве Господь будет судить их – крещён ты или не крещён? Причащался – не причащался? Или к какой конфессии ты принадлежал? Найдите мне это в Писании! Я этого не нахожу. Я нахожу совершенно другое, что Господь будет судить всех людей по совершенно другому признаку. И сегодняшнее Евангелие нам прямо показывает это: "и отделит одних от других", т.е. все судимые люди будут разделены на две качественные категории – "как пастырь отделяет овец от козлов". И тогда мы понимаем слова Евангелия от Иоанна (Ин.10,16) где сказано: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь". Помните?

"И тех надлежит Мне привести" – получаются как бы два стада: одно – церковное – уже сейчас идёт за Господом, слушает Его, от чужого голоса бегут, за истинным пастырем идут. И вдруг Господь добавляет невместимые для большинства людей слова: и ещё другое какое-то стадо есть, "другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести". Какое другое стадо и какие овцы? Это – все остальные, предуставленные Богом к помилованию, кто вне Церкви, которые придут в Церковь и воцерковятся на Страшном Суде. Вот почему и сказано в отношении хулителей Духа Святаго, на примере этого страшного греха, что нет прощения ему не в сем веке, ни в будущем. А Страшный Суд – это есть действие будущего века и там может быть прощение людям за любой грех, кроме хулы на Духа Святаго.

Христиане, уверовавшие в Бога, будут судиться по Евангелию, и этот суд будет более строгий. Чем ближе человек приближен к Богу в земной жизни, тем строже с него суд. Кому много дано – много и взыщется. И много знающий и не сделавший будет бит много, сказано в Писании. Поэтому очень много "христиан" пойдут в ад на вечные муки. Потому что они уверовали, назвались христианами, а жили хуже язычников и нечестивцев, которые никогда не знали Бога. И тогда заповедь "а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" открывается для нас ещё с одной стороны. О ком же идёт речь? Т.е. кого мы должны почитать язычниками и мытарями, из числа тех, кто Церковь не послушает? Разве речь о тех, кто вообще не знал о Церкви и не вошёл в неё? Нет. Зачем их почитать язычниками и мытарями, когда они уже и так язычники? Это те, кто из числа верных! Которые были верными, были наши и ушли, и этим открылось, что они не наши. Т.е. они лишь формально и лицемерно были наши. Вот к ним, к братьям своим бывшим, должно относиться как к язычникам и мытарям – не общаться, ибо они не устояли в Церкви. Так одно правильное понимание выправляет и многие другие понимания, которые до нас доносит Господь в Священном Писании или Церковь в своём учении.

Итак, все судимые на Страшном Суде люди разделятся на две качественные категории. Господь называет их овцами и козлами. По правую Свою сторону Господь ставит овец. В данном случае указание "правая сторона" имеет значение как в словах: "правое дело", "правда Божия", "я прав", "оправдан". Левая сторона указывает, что человек пошёл кривым путём, неправильным.

Какова же основная заповедь была нарушена этими не церковными или отпавшими от Церкви, бывшими церковными людьми, стоящими по левую сторону? Ибо все они будут судиться уже так же, как не церковные люди. Господь показывает нам, что была нарушена основная заповедь человеческого бытия – любовь. Причём, взята она со стороны любви к ближним. Апостол Иоанн Богослов учит нас (1Ин.4,20): "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Поэтому о любви к Богу говорить трудно. Он невидим, и любовь эта невидима. Или трудно её увидеть в проявлениях. Трудно оценить её в земной жизни, кто по-настоящему любит Бога, а кто нет. А вот любовь к ближнему может постоянно и повседневно свидетельствоваться.

"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: (т.е. Своим овцам из второго стада) приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".

О каком Царстве идёт речь? О Царстве любви. Царстве, где Господь даёт любовь и самые гармоничные отношения между любящими друг друга людьми. Поэтому любовь – это само главное в нашей жизни. Всё остальное: подвиги, покаяние, молитва, все добродетели, борьба с грехом – всё это лишь для одного – стяжания любви. Само воцерковление, само участие в Таинствах – всё это лишь для одного – во оставление грехов и для стяжания любви. Просто мы, церковные люди, имеем преимущество перед другими людьми. Мы, христиане, можем ещё и с помощью Таинств церковных получить особую освящающую благодать, которая нам может дать великое преуспеяние и совершенствование в достижении любви совершенной. И поэтому самое страшное – это увидеть среди христиан ненависть, злобу, месть и подобные проявления, которые все сводятся в категорию осуждения ближних.

Для христианина немыслимо жить осуждением, ибо он – последователь Христа, а не дьявола. А Христос есть воплощённая Любовь, пошедшая из любви на Крест. И поэтому, если мы не оказываем любовь к ближнему, то мы сугубо грешим по сравнению с язычниками и другими неверующими. Сугубо. Потому что уж мы-то лицом к лицу знаем эту заповедь и требование Бога: возлюби ближнего как самого себя. Знаем, даём этому отчёт и не исполняем. Тогда, конечно же, отраднее будет людям, не знавшим эту заповедь, а жившим по сердцу и через сердце, через естество человеческое, в котором добро смешано со злом, если они всё-таки опирались на добрую в себе часть и действовали по любви, из любви, из деятельной любви. Не мечтательно, когда сижу в кресле и, мол, ой, как всех люблю! Нет! Они шли и делали дела любви. И этим они засвидетельствовали, что они Божьи избранники. Да, они овцы из другого стада, которые ясно не понимали, не осознавали волю Божию, но по делам своим они уже были Божьими избранниками, и Царство любви было и для них уготовано, и для второго стада, которое на Страшном суде сольется с первым.

Господь применяет на Суде один духовный закон: если кто делал дела любви ближнему, делал Ему: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня ; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Этими словами Господь показывает, что в земной жизни неизбежны голод, холод, нагота, тюрьмы, болезни и всякие беды и неприятности. Они попущены как последствия грехопадения человека. И не ищите избежать этого. Нет возможности этого избежать. И подобное намерение есть прелесть безумная. И что нам остаётся? Мы все отвержены Богом, мы все в изгнании из Рая, мы все в страданиях и в преддверии ада. Что нам остаётся? Поддерживать друг друга из чувства сострадания, из чувства любви друг ко другу. И делиться по любви тем, что у кого есть. Простые дела Господь показывает. Ведь это так естественно, что даже зверям, скотам безсмысленным это свойственно – накормить своего младенца, даже иногда пожертвовать, как некоторые звери жертвуют своей жизнью, чтоб сохранить младенца. Если алчет – накормить; если жаждет – напоить; если холод испытывает – согреть, если попался в сети – помочь освободиться.

То как же людям это несвойственно? Имеющим разум, свободную волю и совесть от Бога, которая через дебри греха сохраняется в человеке и говорит: вот так поступай, а не так! Почему Апостол Павел и говорит, что язычники будут судиться не по Евангелию, а по совести. Ибо и они имеют мысли, одни – оправдывающие, другие – осуждающие поступки свои. И вот это деятельное выражение любви – самое важное для того, чтобы попасть в Царство Небесное, в Царство Вечной Любви. Это самое важное. Понятно, что христиане, сохранившиеся в Церкви, уже это имеют. Они бы не могли быть в Церкви, как нарушители заповеди о любви. Не могли. И тогда мы вспоминаем слова Апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам о любви, из гимна любви (1Кор.13,1-3): "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". Потому что в Царстве Божием никто не будет взвешивать, что ты там оставил, что ты сжёг – себя или что-то , а будут говорить: а что тобою двигало? Из любви ли ты поступал? Потому что Дух любви будет господствовать там.

И поэтому человек, который здесь стяжевает это отношение, он и становится годным в Царство Божие. Его можно помиловать и поместить там, и он не будет там бунтовать, возмущаться, завидовать и все прочие страсти греховные проявлять, опять всё снизводить до тех бунтов, которые уже были в возмущённых ангелах и в падших человеках. Всё! там уже нет подобному места и этого уже не будет никогда! Поэтому люди, которые не достигают деятельной любви к ближнему, сами себя исключают из Книги Жизни и из вечного пребывания в Царстве Божием. Нет просто возможности с ними сожительствовать. Нет возможности быть с ними вместе. Бог щадит и жалеет тех, кто уже может жить в Вечности. И не может размешать их вот этими возмутителями спокойствия, этими гордыми, страстными людьми. Поэтому они сами себя обрекают на внешнее пребывание.

А вне, как говорит нам Писание, книга Откровения (Откр.22,15): "А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду". Эта категория лиц, перечисляемая в Откровении и перечисляемая Апостолом Павлом, в числе тех, кто Царство Божие не наследует. Если мы внимательно прочтём каждое наименование этих людей, которые не наследуют Царства Божия, то мы увидим, что вне зависимости от вида греха, внутренняя суть каждого греха – нелюбовь к Богу и ближнему, ненависть к Богу и ненависть к ближнему. Вот что в корне всякого греха стоит на основании гордости. Основной стержень не любящих Бога людей – это гордыня, т.е. заражённость от дьявола, который уже необратим. Поэтому важнейшим качеством для унаследования жизни вечной является смирение. Может, мы думаем, что это не указано в Священном Писании о Страшном Суде? Нет, указано! Здесь прямо указано, что любовь деятельная только тогда ценна, если она истекает из смиренного сердца. Ибо если сердце не смиренное, то и любовь не может быть истинной. Ибо можно подавать милостыню из гордого сердца, и тюрьму посетить от гордости, и в больницу зайти из тщеславия. Поэтому не само внешнее действие важно, а то – из какого сердца оно делается.

И дальше мы видим: "Тогда праведники", – кто такие праведники в данном случае? Это что, канонизированные святые Церкви? Нет. Это как раз люди нецерковные, которые, не зная закона Божьего, творили правду Божию, согласовываясь со своей совестью. Поэтому они названы праведниками. – "скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя в больнице или в темнице, и пришли к Тебе?", т.е. этим ответом они показывают своё дивное смиренномудрие. Ведь они-то делали добрые дела и не мнили о себе, что они нечто делают такое великое. И это очень важно. Это было не делание напоказ. Не публикация мнимых добродетелей. А это было естественное движение любящего сердца, что и важно пред Богом. И тогда Господь, Которого они, может быть, впервые-то и увидели на Страшном Суде, оправдает их, ибо они Ему смиренно говорят: Господи, мы для Тебя ничего хорошего не делали. Это честные люди. Они говорят правду. Они не делали непосредственно Господу, они не ходили в храмы, не участвовали в Таинствах и ничего не приносили Господу, не жертвовали Ему ничего. Поэтому они и говорят: Тебе-то мы ничего не давали. А Господь говорит: да, но Я-то предусмотрел особый закон для вас, не знающих непосредственно закона Божия. Какой? – "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

Вот какой закон духовный Бог предусмотрел для спасения большинства людей. Он вменяет добро, сделанное ближнему, как будто оно сделано Ему непосредственно. Но только добро, сделанное из смирения. Ибо они не сознают за собой добродетели, не хвастаются этим, не превозносятся, не тщеславятся, а действительно не понимают: как это мы могли что-то доброе сделать?

Совершенно иначе поступают люди, заражённые гордостью. "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не дали напоить Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".

"Тогда и они скажут Ему в ответ:", – это очень важно, что они уже услыхали ответ оправданных и помилованных, поэтому – двойное безумие прекословить Господу, услыхав смиренный ответ праведников, которые говорили совершенно в другом направлении. И они повторяют подобные слова, но уже для гордостного самооправдания, совершенно с другой целью, с другим намерением: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим?" – мол, что Ты тут говоришь против нас, да Ты что вообще уже не понимаешь, что делается? обвиняешь нас несправедливо. – Ужаснитесь! Какая гордыня – видеть Царя царей, Бога, Судью на Престоле и Ему в Лицо, будучи неоправданно грешными, ещё пытаться прекословить и обвинять! Какое безумие этих людей! Какое же им Царство Божие? Если они Господу перечат, прекословят здесь же на Суде, то что они с человеком сделают, попадись он им под их власть? Страшно и подумать.

"Или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы НЕ сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне" – т.е. Я уже вам сказал, но вы не понимаете? Я вам ещё раз повторяю: те-то сделали, – и укажет на вот этих меньших сих, которые по правую сторону, – а вы не сделали. "И пойдут сии в муку вечную, – т.е. вот эти гордецы, не имеющие любви, – а праведники в жизнь вечную".

Из этого описания Самим Господом Страшного Суда раз и навсегда твёрдо положим в своём сердце то главное, чему научает нас Евангелие Любви, что Бог есть Любовь. И что все Святые есть причастники любви и делатели любви, что они благодатью Божией пребывают в любви и изливают эту любовь, каждый в свою меру.

Любовь и есть та жизненная энергия, которая движет правильно, богоугодно всю тварь по отношению друг к другу – по Божьему, не по греховному, не по страстям, не по злому умыслу демонов, а именно по Божьему, с дарованием блаженства друг другу. Это единственное, что требует Бог от каждого человека для того, чтобы вернуться к Нему. Он искупил весь род человеческий. Он особо избрал Церковь Свою, освятил её Кровью Своею в Невесты Себе. Поэтому у нас великое счастье быть членами этой Церкви – Невесты, которая стоит в истине непоколебимо, которая является столпом и утверждением истины, которая не имеет ни пятна, ни порока. Почему мы и должны себя постоянно очищать покаянием. Почему мы должны постоянно помнить о Женихе нашем Небесном – Иисусе Христе через непрестанную, покаянную смиренную и любвеобильную Иисусовую молитву. Мы должны призывать Его Имя с великой любовью, благоговением и смирением. Не просто так: ах, мол, к сожалению, вот приходится обращаться, ибо Он сильнее меня, поэтому куда денешься... Это не христианство. Для нас Иисус Христос – это всё! И, прежде всего, любящий наш Отец, Благодетель, Создатель, Творец, Промыслитель, Царь, Господин и Владыка. И мы должны любить Его от всей души, от всего ума, от всей крепости, от всего помышления и от всего сердца. И из этой любви и призывать сладчайшее и святейшее Имя Его!

От Него зависит вся жизнь наша, жизнь наших ближних, вся вечность, всё от Него зависит. И это благая зависимость. Это блаженная зависимость. И мы должны радоваться и веселиться, что мы христиане и знаем Его из Писания, из учения Святых Отцов. Мы должны познать Его личностно в своём подвиге, чтобы Он пришёл к нам, вселился в нас, чтобы мы примирились с Ним, соединились, ибо Он нас любит более, чем мы можем представить себе. Он желает спасения каждому из нас. Но мы не должны судить остальных людей. Мы должны различать их: этот в заблуждении; этот в погибели; этот в ереси конкретной; этот в прелести конкретной; этот в расколе; этот отпал от Церкви и пошёл в самочинное сборище; этот с ума сшедший; этот – тяжкий грешник. Это мы всё должны различать. Для чего? Чтобы не последовать за ними, чтобы не уподобиться им, чтобы не заразиться этим. Но не для того, чтобы судить их. Судить их, если и будем, то только на Страшном Суде, кому Бог поручит. До Страшного Суда мы не судим.

А окончательная участь каждого человека, даже самого отъявленного злодея, будет решаться на Страшном Суде и будет решаться только по двум признакам, которые неразрывно связаны один с другим: смирение и любовь, на основании этого смирения. Любовь деятельная, практическая, проявляемая в жизни посредством указанных Господом действий, дел в самых естественных наших потребностях. Потому что то, в чём мы имеем нужду, в том мы и ожидаем милости от людей, т.е. больны ли, в темнице, голодаем, жаждем или от холода страждем – перечислены самые основные наши нужды. Понятно, что и в остальных, может, менее важных нуждах тоже нужна помощь, и там мы должны оказывать любовь и милость. Но Господь указывает несколько самых важнейших моментов, которые никак нельзя обойти, в которых и проявляется деятельная любовь.

И Святые Отцы учат нас, что все их подвиги: покаяние, пустынножительство, безмолвие и проч. нужны были только с одной целью: чтобы достигнуть любви. И некоторые преподобные отцы, великие отцы Церкви, подвизаясь некоторое время в пустыне, говорили своим чадам: а теперь, чада, идём, спустимся в мир на какое-то время и проверим себя: а стяжали ли мы ту любовь? Потому что, сидя в келии наедине, можно думать и полагать, что любишь всех. А когда спустился в мир, а тут первый встречный и говорит: эй, идут бродяги и дармоеды. Вот тут и смотри: любишь ты этого человека или нет. Если в сердце: о, ты смотри, я подвизаюсь, уже столько-то лет живу в пустыне, только Господа призываю, а этот вообще понятия не имеет, и он меня учить будет? Всё! если такая мысль пришла, то горе тебе. Ничего ты не стяжал. И зря твои посты, и зря твои добрые делания, и безсонные ночи, и неядение или сухоядение, и безчисленные молитвы, и стояния с поднятыми руками и прочие все твои добродетели и подвиги. Зря всё! Напрасно!!! Всё это служит демонам, а не Богу...

Потому что ты не израбатываешь главное, не стяжеваешь благодать Божью, а благодатью Божьею не достигаешь любви. Поэтому если мы говорим, что цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святаго, то мы должны понимать, для чего это стяжание. Это не есть просто как стяжание денег, т.е. накопил, накопил, закрыл в сейфе и всё, и хранишь. Нет! Это до какой-то степени сравнение с деньгами работает, но по сути своей это для того, чтобы через благодать выйти в новое качество. Качество нового человека, который по Христу строится. А Христос есть Воплощённая Любовь. Значит, и мы должны воплощать свою любовь своими делами, словами и даже мыслями. Поэтому мысленная брань и победа в ней приводит к тому, что мы не принимаем ни одного гнилого, нечистого, грешного, мстительного, памятозлобного помысла против ближнего. Никогда не принимаем ни одного такого помысла, если мы действительно любим, но только помыслы сострадания, любви, снисхождения к немощи, желания спасения, всякого блага любому, самому заблудшему человеку. И истинное покаяние, которое, опираясь на истинное самопознание, и приносит человеку то ведение, что он грешен, погибший, находится вдали от Бога, в жуткой прелести, и что весь род человеческий одинаково со мной находится в этой жуткой прелести и во власти лютого тирана – дьявола.

Поэтому все мы, кто живет во грехах, несчастны. Все мы далеки от Бога, и все мы обречены на погибель, если бы не преизобилующая милость и любовь Божия к нам. Вот почему, опираясь на любовь Божию, и мы должны, при всех своих немощах, возлюбить Его. Ибо Он нас возлюбил прежде, чем мы даже задумались об этом. Он поверил в нас прежде, чем мы поверили в Него. Разве мы не оправдаем Его веру в нас? и променяем Его на чечевичную похлёбку временных, гнилых, тленных, скоропреходящих наслаждений? Ну не безумцы ли мы тогда? И разве мы Его великую любовь к нам презрим и не отдадим в ответ своей любви? Ведь только любовь соединяет нас с любящим нас. Таков закон. Нет никакого другого способа соединиться с Богом.

Всё остальное: покаяние, молитва – это только средства для достижения любви. А само соединение с Богом-Любовью происходит посредством любви. Подобное соединяется только с подобным. Это единственная энергия Божественной любви, которая соединяет нас и с Богом, и с другими ближними, и тогда мы в бытии закрепляемся. В пакибытии, в новом, истинном бытии. Это самое важное, чему мы должны научиться из повествования Евангелия.

И да поможет Господь каждому члену Церкви сохранить свою церковность, своё пребывание в Церкви, остаться записанным в Книге Жизни, избежать Страшного Суда в качестве осуждённых. Но быть там свидетелями или судьями над остальными. И да будет милость Божия в этом с нами.
Аминь.

2 марта 2003 г.


Главная страница сайта Печать страницы YouTube account Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод

Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова