Проповедь
Духовный смысл изгнания из Рая и прочих наказаний Божиих для людей
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Зло не имеет самостоятельного бытия, ибо Бог его не создавал. Тем не менее, эта уродливая форма паразитирования на бытии, начиная с падшего Денницы, реально существует в лице ее носителей отступивших ангелов и падших людей.
Отношение Господа Бога ко злу однозначное неприятие, несогласие, ненависть, отвращение, противление и отрицание. Зло по своей сути это безумная и невозможная попытка твари существовать помимо Бога. Разумеется, что такому состоянию нет места и одобрения в Божьем мироздании. Если оно видимо и пребывает пока, то только как временное явление, в ввиду особого промысла Божьего до полного и окончательного переустройства тварного мира. Это переустройство стало необходимым из-за дисгармонии, внесенной в него падением части ангелов и людей.
По причине невписываемости новых самопеределанных (самих себя испортивших) существ (демонов и людей) в ткань Божьего бытия, эти носители зла находятся в постоянном наказательном от Бога состоянии. Это их положение вынужденное, ибо не может тварь существовать помимо желания ее Творца и Вседержителя Бога. В то же время она не может уже не существовать, хотя часто в своем горделивом протесте против Бога стремится к небытию. В этом кроется коренное противоречие твари, избравшей для себя зло, приводящее ее в безысходно мучительное состояние. Бог и все благое Божье мироздание постоянно вытесняют зло из этого мироздания, причем вытесняют самим своим присутствием, самим благим бытием, самой жизнью. И в какую меру тварь цепляется за небытийное зло, в такую меру она и страдает.
Бог не может позволить закрепиться в Его мире злу, небытию, болезни, извращению и уродству. Это и есть то, что в Писании сказано: Бог гордым противится. Не может Он и уничтожить созданную им для блаженства тварь по причине ее уклонения от Него и выбора ею зла. Если бы Он уничтожил возмутившуюся против Него тварь (а осуществить это Он может в одно мгновение), то это означало бы, что Его создание было несовершенно, что недостойно Бога. Сохраняя их в их выборе стремления к хаосу и небытию, Господь Бог показывает, что несовершенной тварь стала не по причине творения ее такой Богом, а по ее злоупотреблению свободной волей, по ее выбору зла, которое проявляется в своевольном уклонении разумно-вечных сущностей от воли Бога, от Его промысла и условий бытия. По этой причине Господь Бог вынужден был изгнать согрешивших и не покаявшихся, и этим изменивших всю свою природу, людей из Рая.
Обратите особое внимание, что это первое Божье наказание людей, как и все последующие, производится ВЫНУЖДЕННО, а не просто по желанию Господа Бога. В основе наказания лежит не юридическая, моральная или какая-либо другая сатисфакция (т.е. удовлетворение) Бога со стороны воспротивившейся твари, а глубинно-бытийный смысл. Своим лукавым выбором тварь меняет себя и свое отношение к уже существующему и именно ТАК и ТАКОМУ бытию. Именно этим против воли Божией ИЗМЕНЕНИЕМ тварь отгораживает себя от СВОБОДНОГО и НОРМАЛЬНОГО пребывания в бытии и поставляет себя в мучительное, страдательное и наказательное положение.
Со стороны Бога и Его верных тварей это новое самопроизвольно измененное состояние является НАКАЗАТЕЛЬНЫМ. Со стороны самих измененных тварей это состояние ощущается и переживается как МУЧИТЕЛЬНОЕ. Со стороны видоизменившихся для носителей зла условий от противопоставления себя Богу и Его благим тварям, состояние их проявляется как СТРАДАТЕЛЬНОЕ, т.е. они страдают от постоянного на них давления истинного бытия. По своей природе они не могут вконец оторваться от бытия и вынуждены паразитировать на нем, а по своему злому выбору и желанию они устремляются к небытию. От этого мучительного и противоречивого состояния злые сущности ополчаются против бытия и его Создателя, а значит, невольно и сами против себя. Бог для них недостижим, остальная тварь временно достижима в меру Божьего попущения, сами они всегда достижимы для самомучения. Демоны не могут пытаться найти выход в самоуничтожении, ибо это им не дано. Люди, по неверию и невежеству своему, обольщаясь жизнью во плоти, могут тщетно пытаться лишить себя этой жизни (ускоряя наказательное разлучение души от тела, что именуется физической смертью), но не осознанного пребывания в бытии. По сознательном наложении на себя рук, они приходят к познанию своего этого обольщения, становясь по душе равными злым духам-демонам и закрепляя свое мучительное состояние на вечность.
В ответ на своевольное и произошедшее вопреки воле и желанию Бога злое изменение твари Бог предложил (сперва падшим ангелам) и падшим людям благое обратное ИЗМЕНЕНИЕ, способное восстановить прежнее их состояние ПОКАЯНИЕ. Отвергнув покаяние, люди окончательно закрепились в своем падении. В таком состоянии они стали непригодны для жительства в Раю. Вот как Писание свидетельствует об изгнании людей из Рая:
Быт.3:
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Это место весьма непростое и требует глубокого внимательного исследования.
Первое, что мы видим, это беседа Господа Бога с Самим Собой, а точнее совет Лиц Пресвятой Троицы. Подобный совет был перед созданием человека:
Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.
Теперь, перед изгнанием человека из Рая, Господь Бог Творец Сын Божий говорит остальным Лицам Троицы заключение по отношению к "пересотворившей" себя преслушанием заповеди и тем испортившей себя твари человека. Сын Божий указывает основную причину изгнания изменившегося грехом человека из Рая, т.е. из прежних благодатных условий жизни. Этой причиной Он поставляет нежелание Бога допустить возможную фиксацию нового злого состояния человека, которое направлено к богоненавистничеству и богоборчеству в отношении Бога, к саморазрушению и недостижимому небытию в отношении самого себя, в злобном осуждении других людей.
С момента возникновения зла в лице падшего херувима, зло и его носители попадают в вытеснительно-мучительное положение и состояние со стороны Господа Бога, благих тварей и благого бытия. В этом смысле грех, понимаемый как своевольное уклонение твари от Бога и Его благобытия, сам в себе несет наказание и неизбежно приводит в мучительное состояние. Поскольку истинная жизнь в носителе греха проявляться не может, то он вынужден придумывать и создавать для себя (воруя элементы Божьего бытия) неистинную жизнь и нестойкое мучительно-безсмысленное бытие, не имеющее ни корней, ни будущего (кроме вечной самоизоляции).
В такой "жизни" вместо любви господствует ее антипод злоба и ненависть, вместо смирения и покорности Богу гордость и бунт, вместо мира, покоя, гармонии и блаженства непрерывное смущение, терзания, порывы, вражда к окружающим и мучение.
Провидя возможность выбора разумной тварью ухода от Бога, Господь Бог заложил в их природе возможность ощущать боль и страдание, чтобы этим жестким средством привести возгордившуюся тварь в чувство, помочь ей осознать свой ложный выбор и вернуться в первоначальное блаженное состояние. Если бы после своего ложного выбора зла человек не ощущал бы боли и страданий, то он никогда бы не захотел и не смог вернуться к Богу и благобытию. Боль и страдания являются своеобразным препятствием против закрепления падшей твари в ее ложном положении и свидетельством ее ложного выбора. Закон страдания простой: ЕСЛИ Я СТРАДАЮ, ЗНАЧИТ Я НЕ ПРАВ, ЗНАЧИТ Я ОШИБСЯ В СВОЕМ ВЫБОРЕ.
Первым наказанием человека является ЛИШЕНИЕ прежнего блаженного состояния и благих условий. Вторым проявление сокрытых дотоле болей и страданий, как прямое следствие лишения былого блага.
Чтобы злое извращение человеческой природы и его следствие боль и страдания не закрепились за природой навечно, Бог вынужден изменить внешнее положение согрешивших людей. Он изменяет место и условия их обитания согласно их новому испорченному состоянию. Остальная природа выходит из подчинения человеку и тоже видоизменяется. Важной причиной изгнания из Рая явилось соделывание Богом недоступности вкушения от Дерева Жизни для извращенного человека.
Может возникнуть вопрос: если доступ порченной твари к вечности становится недоступным, то как же понимать учение Церкви о вечных мучениях демонов и нераскаявшихся людей? Ответ простой: они обрекают себя на вечные мучения не по причине своей природности (именно этого Бог не допустил в вечности, и природа благодатью Божьей готова к благому изменению), а только по своему личному ВЫБОРУ и ХОТЕНИЮ. Поэтому если природа нераскаянных грешников остается не уврачеванною от греха, то только по нежеланию каждого из них смириться пред Богом и пойти путем благодатного изменения себя в прежнее и лучшее состояние. Если в положенное Богом время (земная жизнь) они изменят свое злое хотение на доброе и покаянием вернутся к Богу, то их природа благоизменяется во Христе Иисусе, и они входят в блаженную вечность своими.
Итак, в акте изгнания непокаявшихся сразу людей из Рая мы видим кроме вынужденного его характера мудрость, предусмотрительность благого изменения твари в дальнейшем, т.е. спасение людей от их злого выбора и его последствий (обетование о Спасителе), и вообще великую любовь и заботу Бога Творца о согрешивших людях.
Рассмотрим подробнее описание этого мудрого и вынужденного решения Бога в Писании: Быт.3, 22-24.
И сказал Господь Бог
обычно Господь Бог делал и делает все молча. Только в отношении человека Он делает исключение, чтобы этим подчеркнуть важность и уникальность его создания. Мы находим в Писании подобное исключение трижды: перед сотворением человека, перед сотворением жены и перед изгнанием человека и его жены из Рая. В первом и третьем случае происходит совет Лиц Пресвятой Троицы. В последнем случае инициатором изгнания людей из Рая выступает Второе Лицо Троицы Сын Божий. Именно Он назван Господом Богом, Который сказал: вот, Адам стал как один из нас... Сказал Он это для остальных Лиц Пресвятой Троицы: Господа Бога Отца и Господа Бога Духа Святого, а в перспективе для будущих людей, которые взыщут спасение от Бога.
Самим проговариванием (озвучиванием) решения и его причин Сын Божий показал единомыслие всех Лиц Троицы к акту изгнания и подчеркнул важность этого акта для людей. Еще до изгнания, при самом вынесении наказательного приговора для Адама и жены (Быт.3,16-19), Господь Бог сразу дарует и утешительное обетование о будущем благом изменении падшей человеческой природы посредством искупления ее грядущим Спасителем. С самого начала люди стали жить верой в пришествие обетованного Спасителя. Это обетование о домостроительстве спасения людей началось осуществляться с акта изгнания их из Рая и с начала исполнения их наказания.
Наказание Божие не бывает безсмысленным, не обращенным к благу твари или безвыходным для них. Оно всегда направлено на ИСПРАВЛЕНИЕ твари, на помощь ей вернуться к истинному благу, а не на безперспективное мучение. У Бога нет и быть не может мучения ради мучения и наказания ради наказания. Бог не радуется наказанию и мучению своей твари, но, проявляя уважение к ней и ее свободе, вынужденно попускает ей терпеть ею же выбранные страдания. Зато Господь Бог радуется бывающему обращению людей, что часто следует после претерпевания ими наказательных скорбей и мучений.
Вот Адам стал как один из Нас
Это не ирония, не насмешка и не издевательство Бога, что недостойно Его, но констатация свершившегося факта. В чем же Адам стал после вкушения от дерева познания добра и зла как Бог?
Зная добро и зло
отвечает Сам Господь Бог. Только в этом познании он стал как Бог.
Обратите внимание на то, как у Господа все точно работает. Вкусил от дерева познания добра и зла и стал знать добро и зло. Вкусил бы Адам от Дерева Жизни и стал бы жить вечно в испорченном качестве.
Неужели сатана оказался прав, подбивая человека к нарушению заповеди и говоря, что после этого они станут как боги? Конечно же, нет! Адам уподобился Богу только в одном в ПОЗНАНИИ добра (а именно потери его) и зла (и именно в стяжании его). Между этими познаниями лежит непроходимая бездна. Для удобства понимания этой разницы приведу такое сравнение:
Между познанием Бога и познанием Адама существует примерно такая же разница, как между познанием болезни врачом и познанием её больным. Врач знает о болезни, причем, много больше больного (в нашем случае абсолютно всё) и знает, как ее лечить, не зная самой болезни опытно. Больной не знает о болезни ничего, не знает как лечить её, но опытно знает саму болезнь в ее жутких проявлениях на нем самом, в причиняемых ею болях и страданиях. Первое познание теоретическое познание врача не лишает врача блаженства. Второе не только лишает покоя и блаженства, но доставляет прямо противоположное боль и страдание. Формально же эти противоположные и взаимоисключающие друг друга состояния именуются одним и тем же словом: ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ. Потому-то ещё Господь Бог запретил людям вкушать от дерева познания добра и зла, что это было преждевременное и вредное для них познание ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТНОЕ ВКУШЕНИЕ ЗЛА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ смерти, болей и мучений. Ощущение же человеком болей, страданий и мучений есть обличительное в нем действие Бога.
Вот почему я говорю любому гордому, неверующему или не право верующему и не кающемуся человеку: ты не прав, ибо мучаешься, страдаешь и болеешь. Если бы ты был прав, то никак бы не мучился, не страдал и не скорбел. Здесь не уместна ссылка на страдающих праведников и Самого страдающего на Кресте Спасителя Бога. Ясно, что Бог и праведники Его правы. Бог страдал добровольно и не за себя, а за нас (всех людей) и это принципиально другое страдание. Подобно этому страдают из любви и праведники. Случается, что они страдают за свое качество, как ещё не достигшие совершенства, но достигающие его страданием своим и терпением скорбей, но не за свой правый выбор. Гордые же грешники страдают именно за свой выбор.
И теперь как бы он не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно
Бог создал способ приобщения человека к вечной жизни посредством другого творения, особого творения, именуемого в Писании "деревом жизни". Бог не хотел и не мог изменить свое это создание, чтобы оно не делало то, для чего было создано. Это предполагает возможность злоупотребления этим деревом со стороны падшего человека. Свобода воли, которой уже злоупотребил человек, всегда неотъемлемо пребывает с человеком, а доступ к плодам, приносящим вечную жизнь, был внешним по отношению к нему. Вот почему, если в случае со свободной волей ничего нельзя было сделать, кроме последующего согрешению увещания и призыва к покаянию, то в случае с деревом жизни можно предусмотрительно не допустить грешной природе человека прикоснуться к этому способу закрепления в вечности. Для предотвращения этого Господь Бог делает три действия:
- изгоняет человека из Рая, где находится древо жизни;
- ставит у входа в Рай херувима, не допускающего человека в Рай и к дереву жизни;
- устанавливает пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Если с изгнанием всё понятно, то с остальными действиями не ясно. Эти действия Бога показывают нам, что человек может сам по себе вернуться к входу в Рай (сад Едемский). Понятно, что в буквальном смысле, т.е. пространственно, человек это сделать сам собой никак не может. Тогда ясно, что речь в Писании идет о духовных законах для падшего человека, и Раем, в этом случае, называется благодатное состояние, которое Господь Иисус Христос назвал Царством Божиим, находящимся внутри нас.
Эти три Божьи установления или духовные законы реально и непременно проявляют себя в духовной жизни любого взыскующего Царство Божие человека. Духовная жизнь для грешного человека есть одна молитвенно-покаянная. Именно в своем молитвенно-покаянном подвиге мы должны решить для себя эти три глобальные проблемы и устранить эти три главные препятствия к достижению благой райской вечности, т.е. благодатного состояния, именуемого как раскрытие в себе Царства Божия. Преодолеваются они в обратном порядке:
- Сперва должно упразднить обретающееся внутри нас действие пламенного вращающегося оружия, т.е. действия греховных страстей;
- Затем, провести брань и победить падшего херувима, т.е. сатану и бесов его, не допускающих нас в благодатное состояние примирения с Богом и к Древу Жизни, т.е. к спасительному для нас распятию Христову и к славе Его Креста;
- Вернуться окончательно в Рай, т.е. в безстрастное блаженное состояние нового Адама Иисуса Христа, а по смерти непосредственно в благое место Царствия небесного.
Для того, чтобы помочь людям в этом неразрешимом для них деле, пришел, воплотился, пострадал, умер на Кресте, воскрес, вознесся, основал Свою Церковь и ниспослал Ей Святого Духа Господь Бог Сын Божий Иисус Христос. Он сотворил на земле новое Древо Жизни Свой Крест, освятив и оживотворив его своею кровью, страданиями и смертью. Вот почему тот человек, который отвергается себя в своем падшем или ветхом состоянии, берет и терпеливо несет крест своего покаяния, следует за Господом на место распятия к Дереву Жизни Кресту Христову, распинается на нем, т.е. посредством мучительного пригвождения себя к покаянным деланиям и добродетелям делается неподвижным на грех и любое страстное или плотское движение, такой человек умирает греху и оживает (воскресает) для вечной жизни с Богом и в Боге! Оживая для Бога, он входит во славу Креста Христова и от него черпает жизнь, слыша слова Господа в свой адрес: "Сегодня будешь со Мною в Раю". И человек действительно с креста своего и Креста Христова, который есть один крест, сегодня (с этого дня) входит во вновь обретенный для него искуплением Христа Рай состояние благодатного и блаженного Богообщения!
О брани с духами злобы поднебесной можно много найти у святых отцов Церкви, а вот об упразднении пламенного вращающегося оружия даже у них трудно найти ясное знание и объяснение. Упразднение этого важнейшего на пути в Рай препятствия постигается только путем долговременного опыта и достигается только постепенным правильным покаянным деланием (подвигом), который мало-помалу меняет своего делателя. Если злое изменение природы человека произошло мгновенно по вкушении запретного плода, то обратное благое изменение, доставляемое покаянием, осуществляется постепенно и медленно. Это нужно нам и для смирения нашего, и для того, чтобы мы научились ценить Рай и другие дары Божии и дорожить ими, когда вновь приобретем их.
На самом деле путь к Раю (во внутренней духовной жизни человека) как расстояние конкретно короткий. Стоит человеку обратиться к Богу, восхотеть вернуться к Нему, принять Его условия, войти в Его Церковь и приступить к молитвенно-покаянному подвигу, как он оказывается у врат Рая. Но путь в Рай как труд по достижению соответствующего для входа в Рай качества весьма тяжел, долог, труден и многоскорбен.
Действие огненного вращающегося меча, сокрытого, как и Царство Божие, внутри нас, всякий раз отбрасывает недостаточно очищенного от страстей делателя от врат Рая на путь качественного изменения себя. Только по достижению должного духовного качества или должной степени чистоты, именуемой безстрастием или здравием души, прекращается это огненное вращающееся действие внутри нас.
Всякий раз, когда мы беремся за покаянную Иисусовую молитву, мы становимся на путь, ведущий в Рай или Царство Божие, сокрытое внутри нас. По некотором времени внимательного и собранного моления, мы доходим до состояния "врат Рая", т.е. такого состояния, когда, по всем признакам, на нас должна снизойти явная освящающая благодать Божия (в конце концов это и происходит с претерпевшим до конца подвижником). Вместо этого мы вдруг неожиданно обнаруживаем для самих себя в области сердца, где мы уже обвыкли держать внимание ума и вращать Иисусовую молитву, противообращающееся действие или страстное вращающееся движение и ощущаем пламень недоочищенных страстей. Это вращающееся действие ощущается и переживается реально! В начале приходит недоумение и какая-то досада: как же мол так, я уже у врат Рая и думал, что вот-вот они откроются передо мною. Но после человек смиряется и познает свою немощь и худость на новом уровне. Он опять и опять (как в церковной ектеньи слышим по-славянски: паки и паки) берётся за делание покаяния и распинает себя на кресте внимательной молитвы. При этом могут проявляться различные благодатные состояния, как утешительные оазисы в пустыне сухого и скучного делания. Но подвижник покаяния не принимает их за землю обетованную. Подкрепившись, и благодаря Бога за утешение и подкрепление, он опять устремляется в трудный и полный опасности и неизвестности путь по пустыне Син, т.е. греха (Син, по англ. грех). Конечная цель человека не просто подойти к Раю, но придти в должное для него духовное качество и в соответствующей для него брачной одежде, т.е. в благодати Духа Святого и с достигнутыми добродетелями. Только тогда человек сможет войти в Рай. До этого он должен возделывать землю, т.е. себя самого, чтобы в самом себе преодолеть пламенный вращающийся меч страстных движений и ощущений, и победить падшего херувима.
Крест Христов это совершенное безстрастие человека. Человек достигший безстрастия это и есть новая тварь во Христе. Люди, трудившиеся в покаянии, но не достигшие вкушения от Древа Жизни, т.е. безстрастия (а таких будет подавляющее большинство из числа спасенных) будут иметь нужду во вкушении листьев с Райского Древа Жизни для исцеления недоуврачеванных страстных движений.
Все прочие последующие наказания Божии: всемирный потоп, разделение языков, сожжение огнем с неба Содома, Гоморры и пять городов с ними, войны, моры, глады, стихийные бедствия, грядущие казни апокалипсиса все они тоже вынуждены и попущены Богом для остановки разлития той или иной формы зла или злой деятельности людей.
Вернемся же добровольно к своему Создателю и Искупителю Богу. Обратим нашим теплым покаянием неизбежные для нас временные наказания и скорби себе на пользу, и этим избежим вечных мук. Избавимся благопокорным послушанием воле Божией от многих ненужных и лишних наказаний и скорбей. Пойдем надежным путем покаянного очищения себя до полного исцеления нашей природы! Преодолеем сокрытое в нас действие пламенного вращающегося оружия смирением и плачем! Победим силою и благодатью Иисуса Христа противящихся нам бесов и войдем в вечный и блаженный покой Царствия Божьего!
Аминь.
9 марта 2003 г.