Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Проповеди отца Олега Моленко - propovedi.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru

Проповедь

Значение Богородицы в жизни каждого христианина

(Слово на Успение Пресвятой Богородицы)

Евангелие от Луки 10,38-42
Евангелие от Луки 11,27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, празднование Воскресения Христова совпало с великим двунадесятым Праздником славного Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычицы нашей Госпожи Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Божией. И это совпадение Успения и Воскресения неслучайно, потому что успению всегда последует воскресение. 

События, связанные с Успением Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы – Ее переходом из этой земной юдоли в Жизнь Вечную – сохранены в церковном Предании. Они описаны в ряде книг, посвященных этому славному событию. Одной из таких книг является «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы». Я советую всем ознакомиться с этой книгой, чтобы ещё лучше узнать о земной жизни Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы – Единой Надежде безнадежных.

Это важно по той причине, что Евангелие очень мало и скупо повествует о Величайшей из рожденных женами Деве – Владычице нашей, – поскольку Она, будучи отмеченной в Своей земной жизни величайшим смирением, не позволяла Апостолам много писать и сообщать о Ней, не желая уделять особое внимание Своей Пресвятой Личности. Это происходило по Её великому смирению. Но по Её отшествии Господь прославил Пресвятую Матерь Свою должным образом, и Церковь Святая, конечно же, прославляет Её, соответственно, в меру Её значения, Её славы и Её истинного величия.

«Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего, Она рассказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом Гавриилом, завещавая нести эту ветвь при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Свое, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить всё необходимое для погребения. Святой Апостол Иоанн немедленно послал к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самого дня этой кончины».

Здесь очень важно уразуметь, что мы в церковной нашей жизни имеем две Матери, которые в духовном Своем значении как бы соединяются в одну. С одной стороны, Матерь Господа Иисуса Христа является нашей – всех истинных христиан – Матерью, с другой стороны, Церковь, как Тело Христово – не как собрание верных в каком-либо месте, а именно как Тело Христово – часто именуется нашей Матерью. Поэтому справедливо, говоря об одной Матери нашей, всегда помнить, что речь прикровенным образом идет и о другой. То есть Сама Царица Небесная является в этом смысле символом Церкви. Поэтому все события, происходившие в Её жизни, тесно связаны жизнью самой Церкви Христовой. И кончина Её – Славное Успение – показывает, что и Церковь наша Христова на земле сущая будет иметь кончину в земной Своей жизни. Но, безусловно, как Матерь Божия перешла в Вечность и вечно теперь будет, так и Церковь Христова будет в Вечности славно пребывать с Господом.

Поэтому указание, что именно Иоанн Богослов, известив Иакова и всех остальных о  кончине Матери Божией, занялся Её погребением и нёс перед Гробом Пресвятой Владычицы пальмовую ветвь, – не земную ветвь, а принесённую из Рая и переданную ему Самой Матерью Божией, – говорит нам, что в попечении о Церкви Иоанн Богослов будет выполнять ту же функцию – он будет идти впереди одра земной Церкви до самой встречи Её с Небесным Женихом – Господом Иисусом Христом. И остаток земной жизни Церкви будет протекать в его присутствии, с его участием и под его непосредственным руководством. Это еще одно дополнительное подтверждение его миссии на земле в последние времена, для выполнения которой Господь его, собственно, и оставил. И как он Матерь Божию досмотрел, так он досматривает Церковь на её смертном одре Успения для земной жизни и Воскресения для жизни вечной.

«Святой Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна». Отсюда мы видим в чей дом притекали христиане тогда, перед самой кончиной Божией Матери. И теперь дом Иоанна – это Церковь Иоанна Богослова, и все верующие, все родственники Богоматери (те, кто Её почитают – уже духовные родственники Её) должны притекать именно в дом Иоанна Богослова, т.е. в Церковь под его руководством. Ибо никакого другого дома Бог не определил для досмотра Матери Божией и для досмотра Церкви в последние времена.

«Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполняли весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми».

Мы видим, что и Церковь последних дней должна жить плачем, воплем и покаянием. Потому что отступление, которое происходит сейчас, никогда еще не достигало таких масштабов, такой силы. Мы должны постоянно плакать и рыдать об этом всеобщем бедственном состоянии и о своём личном положении, осознавая свою нужду в особой помощи Господа, Пресвятой Владычицы и всего Святого Неба, чтобы устоять в этих лютых скорбях и принести покаяние во спасение свое.

«Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Её исходе, говоря, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость обо всех, живущих на земле, и не только не оставит их сирыми, но еще и будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всем помогая бедствующим». Прилагая эти слова к жизни Церкви мы видим подобие, заключающееся в том, что своё покаяние и плач свой мы должны растворять великой надеждой на то, что грядёт Иисус, наш Спаситель, Избавитель наш. И этот грешный отступивший мир и грешные необратимые люди будут осуждены. Мы избавимся от общения с ними и по принесении должного покаяния соединимся со всеми святыми – в этом наше утешение.

Поэтому, вслед за Иоанном Богословом, мы можем от всего сердца вопиять: «Ей, гряди, Иисусе! Избавление наше, Радость наша, Надежда наша, Спасение наше, Вечная Жизнь наша!» (Откр.22,20). Соответственно и Матерь Божия является нашей великой Предстательницей и Ходатаицей, особенно в эти последние страшные дни Вселенского испытания.

«Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божия не оставила сделать распоряжений относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Ея двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим Ей и имевшим от Неё пропитание, а также объявила волю Свою, чтобы тело Её было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Её святые родители и праведный обручник. В это время, когда Матерь Божия изъявляла Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившие дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. «Подобаше — воспевает Святая Церковь — самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матери Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшея Его преставлению свидетельствуют, тем же, отовсюду Божественною силой собравшиеся, Сиона достигоша». Это очень важное событие, которое многие христиане оставляют без должного внимания, а оно имеет эсхатологическое значение, т.е. непосредственно относится к последним дням бытия Церкви и мiра сего. Следуя тому же образу сравнения, что Матерь Божия есть символ Церкви, мы понимаем, что все, что случилось при Её погребении, повторится и при кончине земного бытия Церкви. К одру Церкви, которая может быть сосредоточена только в одном месте, соберутся силой Божией все истинно верующие во Христа люди. Это будет великое чудо, аналогичное тому, что было тогда. Никто из Апостолов не знал и не думал заранее о том, что произойдет. И только, неожиданно увидев себя собранными возле одра Почившей Божией Матери, все поняли, что сила Божия собрала их воедино для свидетельства о Славной Кончине Пресвятой Владычицы Госпожи Богородицы и последующего Славного Воскресения Её. То же произойдет и с Церковью Христовой.

Это событие имеет еще одно значение, свидетельство о котором мы находим в пророчествах Cвятых Духоносных Старцев. Там, где будет собрана Церковь – Она будет возглавлена Иоанном Богословом. Важно понимать, что речь идет о Единой Церкви Христовой, возглавляемой в последние времена Его любимым учеником. Поэтому, если мы и назаваем Её Церковью Иоанна Богослова, то не по причине того, что подмена произошла одной церкви на другую, а потому, что период такой, когда Церковь возглавляет воскресший во плоти Иоанн Богослов – друг Христов и сын Божией Матери, который досмотрел Матерь Божию и досматривает Церковь Христову по благословению Господа.

Это событие обязательно произойдёт. Все кто доживут до него и окажутся достойными такой чести будут собраны в одно место.

«Они слетелись — говорит святой Иоанн Дамаскин — подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией».

В связи с этим событием важно отметить, что сейчас опять появилось множество различных ересей и даже хулений на Матерь Божию, которые умаляют Её помощь христианам, принижают Её истинное значение и славу в Церкви Христовой и пред Богом в Жизни Вечной.

Встречаются даже такие богохульные утверждения, что якобы почитание Матери Божией как Царицы Небесной является страшным преступлением, хулением, что с этого и начались беды в Христианской Церкви. Находятся люди, которые активно с помощью интернета и различных изданий распространяют эти ереси, убеждая людей, что якобы все беды начались с того, что люди стали почитать Матерь Божию как Богоравную Царицу Неба и земли, как Божию Матерь.

В ответ на все эти лживые и хульные утверждения мы приводим исторический факт из жизни Церкви и земной жизни Пресвятой Богородицы, подобного которому никогда – ни до этого события, ни после него – за всю историю человечества не было. Мы не можем привести ни одного примера подобного чуда, произошедшего при успении какого-либо человека. Никогда не случалось, чтобы силой Божией все Апостолы были Ангелами принесены на облаках и собраны в одном месте. Это произошло именно в день славного погребения Пресвятой Богородицы.

Для чего Господь вопреки даже пониманию святых Апостолов сотворил это чудо? Для того только, чтобы показать значение, величие и славу Своей Матери!

В чём же величие и слава Приснодевы и Матери Божией? Только ли в том, что Она смиренно согласилась с Волей Божией быть Сосудом Благодати и родить Иисуса Христа? Нет, не только в этом. Она сказала: «Се, бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1,48). То есть все роды людей будут ублажать Её, что и происходило. Но важнейшее, что случилось в Её жизни и что ставит Её на недосягаемую высоту по сравнению с другими людьми – это, да, Рождение Бога, но прежде того – сочетание с Духом Святым. Особое сочетание. Не простое снисхождение Духа Святаго, подобное тому как на праведников и святых Божиих угодников сходил Дух Святой, и сходит, и до скончания века будет сходить. Нет, не об этом схождении идёт речь, а об особом творческом соитии Духа Святаго и Пресвятой Девы, от которого и родился Богочеловек Иисус Христос – от Духа Святаго как Бог, а от Марии Девы как Человек. Мы это исповедуем в Символе нашей веры, который окончательно был утверждён и принят двумя Вселенскими Соборами: Никейским – первым Вселенским Собором и Константинопольским или Царьградским – вторым.

Мы исповедуем в нашем Символе веры это Чудо и Таинство соединения Матери Божией с Духом Святым, как со Своим Женихом. Когда мы говорим о Личности Иисуса Христа – «...рожденна, несотворенна...» – мы исповедуем Божественность Его происхождения. А когда речь идет о Его вочеловечении, мы говорим «...от Духа Свята и Марии Девы...». То, что Бог сочетал – человек разлучить не может. От Духа Святаго и Марии Девы родился, как Человек, Иисус Христос. Больше никто и никогда в истории не сможет повторить это Таинство и в Вечности оно не повторится.

Велика Тайна Боговоплощения и половиной этой Тайны является Дева Мария, ставшая Приснодевой, Которая, оставаясь Девой, родила безболезненно, блаженно Сына Божия Иисуса Христа.

И если половина значения и славы Боговоплощения принадлежит Ей, а половина – Духу Святому, то так, как мы чтим Духа Святаго, Третью Ипостась, мы должны чтить и Божию Матерь в деле нашего искупления и спасения. Поэтому нет никакого преувеличения в наименовании Её Царицей Небесной, ибо и Дух Святый называется «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины».

Господь даровал нам со стороны человеческого рода Утешительницу во плоти сущую, Которая нам по природе едина, потому что Дух Святый не нашей природы, Он – Божество, а мы – тварь, человеки. Это сродни общению между разновеликими и несоизмеримыми величинами: безконечность и конечное число. А в лице этой дивной Приснодевы Бог даровал нам такое Утешение и такую Помощь! Она Благодатна в такую меру, что никто из людей, кроме Иисуса Христа, не может сравниться с Нею! Только Иисус Христос Её превосходит, потому что Он ещё и Бог Совершенный. Он Бог по природе, а Она стала Богоравной по благодати и, вслед за Ней, Иоанн Богослов – Её сын. Мать и сын. Но Мать и сын уже со стороны человеческой природы, потому что Иисус Христос – Бог и Человек, Бог по природе и Человек по природе и благодати. А Иоанн Богослов, как и Матерь Божия – Царица неба и земли – люди по природе и боги по благодати. Поэтому то, что свершила Своим смирением и дивным подвигом Пресвятая Дева, не подлежит никакому описанию или осмыслению; настолько это велико и невместимо, что справедливо Её почитать как Богоравную, хотя и тварную Личность, т.е. сотворённую Богом. Она Богоравная по благодати, излитой на Неё по великой любви Сына Её. Он даровал Ей великую благодать за то, что Пресвятая Дева дала Ему жизнь во плоти, и этим явилась Основательницей искупления.

Если бы это не произошло, то не было бы и речи об искуплении. Ибо Бог не мог искупить нас никак иначе, как только через вочеловечение Своего Сына, Которого Он и благословил в Жертву умилостивления.

Поэтому всегда, вспоминая о Божией Матери, Царице неба и земли, помните о Её равной участи наряду с Духом Святым в деле спасения людей. Как без Духа Святаго никто не спасётся, так и без Божией Матери никто никогда не спасётся. Ибо Результатом нерасторжимого Таинства соития Духа Святаго и Матери Божией явился Иисус Христос – наш Спаситель. Не было бы одного из Них – не было бы Иисуса Христа и не было бы нам спасения. Чётко усвойте себе это, чтобы никакие еретические ветры, никакие лжемудрствования, никакие лжеучителя не поколебали вас в отношении Преславной нашей Царицы неба и земли, Матери Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Девы! Никогда не поколебайтесь в отношении Её Славы, Её Значения! Истинно православно исповедуйте это!

И поэтому Господь Её первой из всех людей после Себя воскресил. Святая Церковь исповедует как непреложный факт своей веры, что Божия Матерь взята с Её святым телом на Небо и, естественно, воскрешена уже конечным, славным, вечным, воскресением которое мы все только ещё ожидаем. И таким воскресением был впоследствии воскрешён и Её сын – Иоанн Богослов.

И так всё Святое Семейство – Иисус Христос, Его Матерь и сын Её, которого Сам Господь Иисус Христос с Креста усыновил Пречистой Своей Матери – воскресло. Ибо не может Господь допустить, чтобы кто-то из Его Семьи остался в тлении. И если ветхозаветный Илия и Енох (из допотопного мира) были взяты живыми на небо, то насколько Матерь Божия и Иоанн Богослов славнее даже этих великих и славных пророков!

«Но вот настал 15 день августа, и тот вожделенный и благословенный третий час дня, в который назначено совершиться преставлению Божией Матери». Заметьте, третий час дня по местному времени. Неслучайно Церковь читает третий час, потому что он связан также с событиями жизни и крестных страданий Господа Иисуса Христа.

«Множество свеч пылало в храмине; и святые Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода и пришествия вожделенного Сына и Господа Своего». Сразу же проводите параллель – так же соберутся новые Апостолы и Иоанн Богослов вокруг одра Святой Церкви, которая будет ожидать вожделенного Пришествия Сына и Господа нашего Иисуса Христа, но уже как Судии и Царя Славы Вечной.

«Внезапно облистал неисповедимый свет Божественной славы, пред коим померкли пылавшие свечи. Ужаснулись видевшие это: верх храмины как бы исчез в лучах Небесного света, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами Ангелов, Архангелов и других бесплотных сил...», – подобное произойдет и во время Его Второго Славного Пришествия: Христос придёт со тьмами Ангелов, как доносит нам Писание, Архангелов и всех Сил Безплотных, – «и с праведными душами Праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве...». Так же святые праведные души придут вместе с Господом и во Втором Его Пришествии.

«И приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом произнесла слова Боговдохновенной Своей песни: «величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!» и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: «прииди, ближняя Моя, прииди, возлюбленная Моя: прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни». «Благословенно славное имя Твое, Господи, Боже Мой! — ответствовала, поклонившись Ему, Пресвятая Дева ». Какое отношение к Имени Божию имела Матерь Божия! Обратите внимание.

«– Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в безконечном царствии Твоем! Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Моим и верно сохранила вверенное Мне Тобой сокровище. Приими же теперь дух Мой с миром, и огради Меня от области темной, чтобы никакое вражеское устремление не коснулось Меня». Господь сладчайшими словами утешал Ее, чтобы не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Ея, и любезно призывал Ее с дерзновением прейти от земли к небу. Она, радостно ответив: «готово сердце Мое; буди Мне по глаголу Твоему», возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою. «И поскольку Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за это, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни.

Если душа праведного Лазаря была принесена на лоно Авраамово Ангелами: то не тем ли славнейшее восшествие на небо было уготовано пречистой душе Матери Божией! Поистине это зрелище было дивно не только для Апостолов, но и для самих небесных сил. Сопровождая, с благоговейным страхом, чистую душу Богоневесты, как Царицы Небесной, – а мы помним и о другой Невесте – Церкви Христовой, – в этом смысле есть две невесты – они взывали: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!», «Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и сию премирно подымите присносущего Света Матерь; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно». То есть мы не можем воздать должной мерой ни честь, ни славу Пресвятой Царице.

«Да уклонятся воздушние дуси, да отступит же самый миродержец, да падет посрамлен, видя возношаему Божию Матерь». «Небесныя врата возвысились... встретив Богородицу, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостью прославили Ее».

С нежной любовью Матери всего христианского мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Нея: «яже Ми дал еси, во веки сохрани».

Апостолы, сподобившиеся зреть это славное восхождение на небо Божией Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом. Пришедши в себя от восторга, они окружили одр и, с благоговейным умилением смотрели на пречистое тело Богородицы. Чувства Апостолов верно постигнул и прекрасно передал один из наших прежних святителей — митрополит Григорий (†1420): «Апостолы обступиша одр священный, воспеваху, паче человека вещающе. И зде Петр теплоту своея веры показоваше и слезами обливаем глаголаше»:

«О вместилище Божества, почто ныне, тако зрю без дыхания простерту! И удивляюся, како вместит Тя гроб, вместившую Невместимого небом! Како покрыет Тя камень, Покрове человеком! Како Твое преставление стерпим, по Господе Надеждо наша! Кая пения воспоем Ти! Кая надгробная принесем Ти! Что наречем Тя, чесому уподобим Тя? Которому первее удивимся, девству ли, или безсеменному зачатию, или безболезненному и неизреченному рождению? Ты бо всякия чистоты превзыде предел. Ты серафимов Владычица, и херувимам Царица явися, и Госпожа всякия видимыя и невидимыя твари. Что к Тебе речем? Киими миры проводим Тя, Мироприемнице небесная? Кое кадило принесем Ти, Златая Кадильнице? Недоумеваю и удивляюся: как Одр великого Царя на мале одре мертволепно без дыхания лежит!»

«Преемши же Петрова воспевания, Павел, сосуд избранный, весь исступлен, весь восхищен, весь обожен, глагола»: «О чудесе! Како затворишася девственныя очи, от самих пелен ангелы зрети навыкшия? Како Питательница Жизни смертию объята бысть? Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть! Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет! Како гора превысокая Божия и великая на мале одре лежит, в ней же Господь вселися до конца! Како жезл присноцветуще ныне увядший зрится? О преславного зрения! О непостижимого таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божия!.. Почто отлете от нас, Своих рабов, Голубице неблазная? Почто удалися от нас, Горлице сладкогласная? На кого воззрим прочее? Кто нам провещает? Кто уже от наветов иудейских печаль нашу утешит? На Тебя бо зряще, Оного мнехом зрети, из Тебе неизреченно воссиявшего. Вознесеся Спас: и мы надежду нашу всю на Тя имехом, и сладце, терпехом труды и гонения о проповедании истины. Ныне же последнее сиротство объя нас. Како внезапу угасе, Светильниче Незаходимого Света? Но смотрение (Божие) есть еже на Тебе бываемое, а не одоление смертное: ниже возмогла бы приразитися Тебе, Мати Живота, смерть, Твоим Сыном умертвившаяся. Но яко да не почтется привидением истина вочеловечения, сего ради Ты, подобно безсмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши».

То есть для того Бог попустил пережить смерть Матери Божией, чтобы Она, исполнив долг наказания, свойственного всем людям, доказала, что Она человек. И поэтому рождённый от Неё Сын Божий есть не только Бог Совершенный, но и Совершенный Человек. Очень важно было показать это всему человечеству, иначе Её могли бы «сделать» Богом и заключить: «В том, что Бог родил Бога нет ничего удивительного». Множество ересей могло бы произрасти из этой ложной мысли.

«Кроме Апостолов и 70-ти учеников, были и иные три богословнейшие мужи: Дионисий, Иерофей и Тимофей, которые представше исходныя пояху песни: глаголюще: «Пойди, Владычице, пойди, да якоже землю освятила еси рождеством Своим, тако и воздух освятиши прешествием Своим». Видите, Царица Небесная и воздух освятила – все те места, которые мы проходим уже как воздушные мытарства, Она освятила Своим восхождением через это пространство.

«Пойди, Всецарице, пойди, Сына и Бога сопричащатися царствию вечному оному, паче же превечному и конца неимущему. Вознесися со славою, и не на колеснице рабски, как Илия, но матерски на Сыновних руках». То есть если Илия был вознесён на колеснице огненной, то Матерь Божия – душа Её – была вознесена на руках Самого Сына, что несопоставимо славнее!

«Иже бо в законе рекий чти отца и матерь како не почтет Рождшую Тебе — и не понесет Понесшую?». Святые мужи здесь ссылаются на закон, который повелевает чтить отца и мать и вопрошают: неужели Давший этот закон, Сам его не исполнит во всём совершенстве? Конечно же, Господь Иисус Христос исполнил эту заповедь по отношению к Своей Матери и Своёму Отцу Небесному во всем её совершенстве и полноте.

«Да отверзутся Тебе врата небесная со мнозем удивлением! Да поднимут Тя, Дево, херувимы! Да воспоют Тя серафимы! Да прославят Тя силы! Да предтекут Ти престолы, зряще Тя, Престол Неописанного. Пойди, Невесто неневестная, в невестник небесный!» Сия богословяху и иная многая чюднии они мужи, якоже никтоже может по достоинству изрещи, ко гробу провождающе жизни Матерь.

Благодатное лицо Богоматери, «освященное добротою Божества, сияло славой Божественного девства», а от тела разливалось дивное благоухание... Оплакав свою потерю на земле, но, духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемного тела Пресвятой Девы» – очень точно сказано «Богоприемного», потому что именно это тело приняло в Себя Бога.

«Святые Петр, Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; святой Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвью; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Апостол Петр начинал пение псалма: во исход Израилев от Египта и других торжественных гимнов, и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждого стиха: «аллилуйя»! Но, — говорит святой Дионисий, — «всех священнотаинников превосходил великий Иерофей, как бы вышедший из тела и весь, изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все — и знакомые и незнакомые — почитали его Боговдохновенным».

В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию. При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику Апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось присутствовавшим и согласно вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием нёсся по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Когда шествие достигло Гефсимании, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистого тела; лишь к вечеру святые Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Они не отходили три дня от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения, и во все это время по-прежнему слышалось в воздухе Ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву!

Тому же Апостолу Фоме, который своим сомнением содействовал к большему удостоверению славной истины воскресения Христова, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. По премудрому смотрению Божьему, Фома не был при успении и погребении Божией Матери. Пришедший на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов, с воплем и отчаянием повергся пред гробовой пещерою и громко выражал свое сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Божией Матери и прощания с Нею. Апостолы в сердечной жалости о нём решились, открыв пещеру, доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистого тела Богородицы, а лежали только одни погребальные пелены Ея, от которых разливалось чудное благоухание! Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богородицы. И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрепления себя пищею, сама Царица небесная разрешила недоумение их.

По преданию, за трапезою апостолов, со дня воскресения Господа, оставалось не занятым одно место, и на нем полагалась часть хлеба, в память Иисуса Христа, называвшаяся «частью Господа».

По окончании трапезы, все участвовавшие в ней вставали, благодарили Бога за насыщение и, подняв часть Господню, славили великое имя Пресвятой Троицы, произнося в конце молитвенные слова: "Господи Иисусе Христе, помогай нам!"»

– вот краткая Иисусова молитва, о которой Апостол Павел писал: «Лучше пять слов сказать: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» умом, чем множество языком» (1-е Кор.14,19). То есть эта молитва была настолько распространена у Апостолов и у первых христиан, что даже не требовалось объяснение – все знали о каких словах идёт речь, –

«и потом съедали часть Господню, приемля ее как благословение Божие. В продолжение Гефсиманской трапезы Апостолы думали и беседовали лишь о том, как не нашлось в пещере святого тела Божией Матери...». Естественно, это событие потрясло, удивило всех. Никто не мог объяснить, что произошло пока не было даровано откровение от Бога.

«...и, подняв по обыкновению часть Господа, стали воспевать хвалы Пресвятой Троице. Вдруг послышалось Ангельское пение; и когда они возвели очи свои вверх, то увидели Пречистую Деву, стоящую на воздухе, окруженную небесными силами и сияющую неизреченною славою. Она сказала им: «радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни»! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что самое тело Ее — как выражается Святая Церковь — «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом во славу небесную. Взяв оставленную во гробе святую плащаницу, для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, святые Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия».

Таким образом, мы видим, что воскресение Пречистого тела Матери Божией было подобно Воскресению Господа. Как умершее тело Господа положили в пещеру, вход в которую завалили камнем, так и Пречистое тело Матери Его положили в пещеру, только в другую, и завалили вход в нее большим камнем. По повелению иудейских первосвященников, с разрешения Пилата, у входа во Гроб Господень в течение трех дней стояла охрана. Это послужило удостоверением, что не было кражи или какой-либо подделки, но Христос действительно Воскрес. После погребения же Пресвятой Богородицы сами Апостолы и другие христиане три дня и три ночи проводили служение у погребальной пещеры, заваленной камнем. Естественно никому и в голову не могло прийти, что можно что-либо похищать или прятать в том святом месте.

И когда ради Фомы открыли пещеру (от входа во Гроб Господень Ангел отвалил камень, а здесь – Апостолы, которые выше Ангелов, отвалили камень своими руками), чтобы почтить останки – оказалось, что их нет.

Но не сразу признали они факт воскресения, а молились усердно Богу о вразумлении, прося Его открыть им, что же произошло с телом Богородицы. Чудо было явным – тело исчезло. Но, даже понимая и подразумевая, что Господь воскресил Свою Матерь, они нуждались в откровении Божием, чтобы подтвердить свое внутреннее убеждение.

Так и у нас бывает: мы что-то чувствуем, и может даже верно чувствуем, но мы нуждаемся в подтверждении этого через Божественное откровение. Если оно не придёт, то мы не можем доверять своему, может быть даже и правильному чувству, но нуждаемся, по немощи своей, в обязательном подтверждении свыше истинности того, что мы переживаем или чувствуем. Тем более это верно в отношении такого важного в жизни Церкви события, как воскресение Матери Божией. И мы видим как оно было доказано явлением Самой Матери Божией в Её Славе. И Церковь, и Святые Отцы Церкви с тех времён исповедуют Её славное воскресение.

Теперь вспомним, что с Креста Своего Господь Иисус Христос усыновил Пречистой Своей Матери только одного Апостола – Иоанна Богослова. Только его одного Он усыновил Ей, доверив до конца досмотреть Матерь Божию. Поэтому Иоанн Богослов по повелению Господа Иисуса Христа вошёл в Семью Пречистой Матери, которую до этого события составляли Она и Её Сын. Только из Матери и Сына состояла эта Семья (в Своей человеческой части). Потому что Иосиф был Обручник, которому Промыслом Божиим было определено выполнять функции охранные, – он не был кровным членом Семьи. А между Матерью и Сыном, рожденным Ею – прямая связь. Поэтому в Семью эту войти нельзя было иначе, как только по повелению Самого Бога. И так Семья из двух Святых человек увеличилась до трёх. И как на Небе есть Троица – Единый Бог в трёх Лицах, – так и на земле образовалось Святое Семейство состоящее из трёх Святых людей: Человеческой части Иисуса Христа, как Сына Человеческого, Его Пречистой Матери и Иоанна Богослова. Потому что самая надёжная связь – тройная, тройственная. По образу Небесной Троицы была создана Троица человеческая, в которой Иисус Христос – выше всех, а за Ним следуют Матерь Божия и Иоанн Богослов.

Поэтому, воскресив одного члена Семьи, Господь никак не мог оставить в тлении и другого. Воскресив Себя, воскресив Свою Матерь, Он уже никак не мог оставить Иоанна Богослова в тлении. Поэтому воскрешение Матери Божией является одним из важнейших подтверждений того, что Иоанн Богослов был тоже воскрешён. Разница лишь в том, что Промысел о них был разный. Если Матерь Божию Господь призвал к Себе из этой человеческой Троицы, чтобы Она ТАМ, у престола Божия, ходатайствовала о страждущих людях, хоть и посещая землю и помогая многим Своим присутствием, всё же как бы со стороны Неба представляя интересы спасающихся людей; то в отношении Иоанна Богослова другой Промысел. Он оставлен на земле, хотя и бывает на Небе. Матерь Божия находится на Небе, хоть и посещает землю, а Иоанн Богослов оставлен на земле, хотя бывает и на Небе, как Богоравный. Но основное его предназначение, как члена Святого Семейства – служением своим на земле подготавливать Пришествие Главы Семейства – Жениха Церкви Иисуса Христа.

Эти славные тайны и дивные дела Божии мы узнаём из событий этого Великого и Славного Праздника – Успения Пресвятой Богородицы.

И да будут Её Покров вместе с молитвами великого Иоанна Богослова – Её сына Богоравного – с нами во все дни нашей жизни, и в нашей смерти, и по смерти во веки веков.
Аминь.

28 августа 2005 г.


Главная страница сайта Печать страницы YouTube account Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод

Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова