Проповедь
Слово о духовном несоответствии и современном духовенстве
Представьте себе, хотя, конечно, это трудно представить и вообразить, ибо не реально с точки зрения внешнего происхождения, но все-таки представьте себе в воображении, что вы приходите в какой-либо храм православный, и к вам из алтаря царскими вратами выходит в священном облачении металлический, сделанный руками людей робот и говорит молитву, осеняет вас крестным знамением и тому подобное. Или из этих же царских врат, представьте себе, выходит какое-либо животное, ослик ли или какое-либо другое, одетое в священническое облачение, или попугай, который говорит, повторяет слова молитвы. Или, наконец, выходит человек, но лишенный разума, или умалишенный, (т.е. сумасшедший), и его действия для нас есть несвязанные и безумные.
Если бы мы увидели подобные проявления, как бы мы себя вели? Не ужаснулись бы мы? И не бежали бы без оглядки из такого храма, невзирая на все его внешнее -- красоту, благолепие и православный вид? Конечно же, убежали бы. Ибо все эти достоинства храма перечеркиваются одним -- несоответствием всему этому предстоятеля святилища, как Писание именует недостойных пастырей.
Священное Писание имеет много мест, в которых обличаются псевдопастыри или пастыри, которые уклонились от своего прямого назначения, которые неправильно и не богоугодно служат. Они не называются священниками Бога Всевышнего, они, в лучшем случае, называются предстоятелями святилища, а в худшем -- псами немыми, бредящими лежа, каждый из которых смотрит лишь на свою корысть:
Ис.56:
10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.
11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть;
Псы, если они у стада, должны своим голосом отгонять волков и охранять стадо. Эти же "псы", т.е. пастыри немотствуют по отношению к провозглашению Божественной истины. Они немые, по отношению к защите вверенной им Богом пастве от всяких ересей, лжеучений и лжеучителей, прелестников и обманщиков. Они немые, так как не обличают их ни словом Истины, ни силой Духа, ибо сами много прельщаются, не зная ни силы Божией, ни Писания, не имея в себе благодати Духа Святаго.
И представьте себе, что на магнитофоне, на пленке, на ленте магнитной или на аудиодиске записана правильная православная молитва, или попугай обучен этой молитве, то разве мы бы среагировали на эти молитвы, как на что-то настоящее, правильное и серьезное? Ясно, что нет!
Или, если бы какая-то команда полицейского, милиционера или другого охранника порядка в любой стране была записана на магнитофонную пленку и просто без нужды включена, то разве бы мы серьезно отнеслись к ней? Скажем, услышим: "Руки вверх, я вас арестовываю"! Разве мы, услышав это, стали бы подчиняться этому звучанию пленки? Или попугай бы сказал "Руки вверх, я вас арестовываю". Неужели какой-то здравомыслящий человек поверил бы попугаю, поднял бы руки и стал бы предавать себя ему? Точно так же, если даже человек какой-то скажет: "Руки вверх, я вас арестовываю", но не имеет на это никакого права, не имеет формы, не имеет должности, не поставлен государством на это место, чтобы выполнять подобную функцию, то, конечно же никто серьезно не отнесется к этому человеку и его словам.
Иногда можно на первых порах и обмануть кого-то, выдавая себя за блюстителя порядка, но когда человек разберется в ситуации, то посмеется сам себе, что он поверил пустому звуку. И это кратковременное обольщение было только по сходству его с настоящим.
Итак, в земной жизни мы прекрасно умеем отличать настоящее от не настоящего и похожее от настоящего, и никогда так просто не доверяемся, а твердо и четко понимаем, что это действительно настоящее, чему мы должны подчиниться, потому что это жизнь, это реальность. Так и в духовной, и в церковной жизни бывает духовное несоответствие человека, носящего высокий духовный сан, будь то епископ, священник или дьякон, и его духовного состояния. При таком несоответствии человек уподобляется роботу, только биологическому, или животному, хотя и в священных одеждах. Хотя такой человек носит на груди крест (панагию) и священническую одежду и стоит у престола, но он для нас как бы безумец и сумасшедший, потому что он не овладел своим умом. Он не исцелил его, и ум его не стоит твердо в Боге и Божественном.
Такой человек, даже если он по намерению благочестивый, не имеет права стоять у престола, не имеет права быть пастырем, не имеет права поучать людей основам спасения, догматам и спасительным истинам. Таковой не только не имеет права, но и не способен к этому, потому что его учение будет вещественным, плотским, лживым, сбивчивым, темным, неправильным, туманным, далеко уводящим от Бога, при всех прикрытиях словами о Боге. Такой человек, по сути своей, уподобился скотам безсмысленным и ведет жизнь, подобную животным, которые только о земном помышляют и живут страстями. Ум у него такой же безумный, хотя животное действует только в своем естестве, а для человека быть животным -- это страшно, это извращение, это оскорбление Бога, тем более, если этот человек занимает место у Престола и претендует быть священником Божьим или епископом.
Конечно, как страшно увидеть животное в церкви, так же страшно и увидеть человека, животного по сути своей. Еще страшнее на этом месте увидеть биоробота, человека зомбированного, подверженного сильнейшему воздействию демонов, ставшего проводником демонических энергий и, может быть, даже неосознанно уподобляющегося колдунам, ибо все они, эти все три категории, равно лишены Благодати Духа Святого. Разница у них только в силе зла, в концентрации тьмы. Доверить свою жизнь и свою вечную участь роботу, который подчиняется какой-то другой силе, есть с нашей стороны и безумие, и страшная погибельная ошибка.
Вот это духовное несоответствие пастырей является страшным знамением нашего времени.
Подавляющее большинство известных, на виду находящихся представителей духовенства, будь то архиереи, иереи или дьяконы, а в монастырях архимандриты, игумены и иеромонахи, все находятся в великой жуткой прелести и как бы представляют собой одно из проявлений, указанных выше. В лучшем случае они благонамеренные, расстроенные умом и не чувствующим сердцем люди. Это в самом лучшем случае. Но их благонамеренность никак не помогает в деле окормления других. Если бы они были благонамеренными и занимались только своим личным спасением, вступали бы в покаяние или искали пути к покаянию, или, вступивши в покаяние, пребывали в нем и очищались, исцелялись, то это, возможно, было бы похвально и богоугодно. Но когда человек, лежащий в больнице, пытается лечить других, когда сам не получил еще исцеления, то это по меньшей мере смешно, а по большей безумно и крайне опасно.
Потому-то и мало сейчас спасающихся, что нет настоящих, истинных, духовных и благодатных пастырей, духовных руководителей и учителей! Это страшная особенность нашего времени, которое продлится до тех, пор пока не произойдет вторая всемирная Евангельская проповедь, которая предсказана в Писании. Для этой проповеди Господь явит подготавливаемых Им сейчас духовных мужей, столпов Церкви, которых вопреки всем силам зла Господь сохраняет и растит. В благоприятное время они выйдут на поверхность и будут опять проповедовать Евангелие с новым девизом: "Покайтесь, ибо грядет второе славное и страшное пришествие Господа в славе, чтобы судить мир".
Во всем остальном требования и заповеди будут неизменны для нашей земной жизни, потому что они приводят к тем результатам, к тем плодам, которые требует от нас Господь. Единственно, что отличает одну эпоху от другой, один период времени от другого, так это условия, в которых совершается наше спасение. Это условие или знамение времени, особенности времени мы должны познавать, изучать и учитывать, потому что одно и то же делание молитвы и покаяния происходит не в одинаковых, а иногда даже в очень разных условиях.
Мы живем в особых, не виданных ранее условиях -- в эпоху полного массового вселенского отступления, или по-гречески –- апостасии. Люди отступили от истинного нашего Бога Спасителя Иисуса Христа, от Его истинного учения, от Его истинной Церкви. Взамен создается образ Христа несуществующего. Этот образ выдуманный, сочиненный, будь-то католический, или протестантский, или псевдоправославный, или экуменический, только не Того Христа, Который на самом деле был. Так же абсолютно до неузнаваемости извращается дух и содержание Его учения, хотя иногда буква и форма сохраняются. Но суть и дух полностью извращаются и настолько неузнаваемы, что если бы привести человека, который в точности знает это учение, и он говорил бы: "белое", то извратитель бы говорил: "черное". И он бы говорил: "горькое", тот бы говорил: "сладкое". И так было бы во всем прямо противоположное. Настолько окривели человеческие умы, сердца и души, что они кривое воспринимают за ровное, а ровное за кривое. Правду воспринимают за ложь, а ложь воспринимают за правду. Такое страшное бедствие мы наблюдаем в наши дни!
Люди не приемлют в Духе и Истине учение Господа, извращают его по стихиям мира сего, по учениям человеческим, тщетно пытаясь при этом почитать Бога. Особенно страшно видеть подобное в лице пастырей, ибо эти люди только устами чтят Бога, сердце же их далече от Него. Здесь четко видно разницу —- есть внешний человек, даже церковный, и есть внутренний человек.
Так вот сейчас украдена основная суть содержания учения Христова -- внутреннее христианство, христианство внутреннего человека, подвиг внутреннего человека. Это похищено со всеми внутренними деланиями: внутреннего плача, внимательной внутренней умно-сердечной молитвы, истинных слез духовных и всех прочих духовных деланий, добродетелей и благих плодов, которые достигаются внутри человека. Забыты на практике слова Господа, что "Царство Его не от мира сего и, что Царство Божье внутрь вас есть". Вот это указание Господа, что Царство Божие внутри нас есть, а также, что должно прежде всего искать это Царство и правды его, является главным и основным в духовной жизни Его истинных поклонников.
Не будет этого -– будет противоположное, ибо изнутри исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, блуд, нечистота и всякое другое зло, которое со времени падения живет в каждом человеке. Внутри в духе человеческом находится великое и страшное повреждение. Если убрать эту внутреннюю жизнь, заповеданную Господом и оставить только внешнее христианство, самое православное по виду, и даже с сохранением всех догматов (хотя на практике это невозможно), то оно уже не имеет никакого значения. Более того, оно служит ширмой, прикрытием и лукавой личиной для обольщения и погибели! Как это ни страшно сказать, это так.
Поэтому и пастыри, не занимающиеся внутренним деланием (не имеющие даже понятия о нем) и не достигающие в нем правильных плодов, не годятся для спасительного руководства. Первым плодом должно быть исцеление ума благодатью Божией от действия правильной молитвы и истинного покаяния. Второй плод (неотделимый от первого) -- это пробуждение сердца, восчувствие его чувством покаяния. Бог от грешного человека принимает только одно чувство -- покаянное. Дальнейшие плоды это: достижение большой степени смирения, смиренномудрия, приписывание всего доброго Богу; это память смертная, оживляющая человека для духовных ощущений и умерщвляющая для земных; это презрение к миру сему, ко всем благам его; отрешенность от временного; мироотреченность и полное умерщвление себя миру сему.
Поскольку Бог есть Дух и поклонение Ему должно быть в духе и истине! Человек должен оставаться духовным, а не материальным и вещественным, то есть плотским или плотью. После падения в людях преобладает, причем как бы естественно, материально-вещественные помышления и плотское мудрование. Противоположный этому есть духовный разум и духовные помышления, которые суть жизнь. Плотские помышления суть смерть, как пишет Апостол Павел:
Рим.8:
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -- о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
и все Святые Отцы вслед его единогласно учат тому же.
Но человек привык удовлетворять своим страстям, своим злым похотям: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, что вызывает зависть, а от зависти зарождается всякое зло: всякое убийство, грабительство, воровство, похищения, все обманы и неправды, потому что люди хотят обладать тем, что видят глазами у других. Это всякое зло катится по всей вселенной, подминая под себя многих людей, включая верующих и церковных.
Именно это уклонение к материально-вещественному благополучию и удовольствиям похищает духовенство и пастырей, превращая их в рабов и служителей мира сего. Таковые уже не могут быть не только друзьями Богу, Его служителями, Его представителями, но они становятся в разряд врагов Божьих, богоненавистников, богопротивленцев и отступников. При благоденствии это трудно заметить, но очень легко увидеть в том случае, когда им попускаются лютые скорби.
Сильными скорбями идет проверка человека -- предан он Богу или нет. Нежданные скорби открывают истинное состояние духа, которое до этого было только прикрыто личиной пустого благочестия. Человек вместо благодарения Богу воссылает ропот, хулу, недовольство, выражает обиду на Бога, проявляет неверие промыслу Божию и т.п. Все это есть выражение глубоко скрытого до времени богоненавистничества, богопротивленчества и внутреннего богоотречения. Это внутреннее богоотречение живущее в большинстве пастырей и позволило уже и в исторической жизни Церкви вылиться в форму отступления.
Несмотря на обилие храмов, и пышные богослужения, красивые песнопения, и современное иконописание, на все эти богословские симпозиумы, обилие книг и прочее внешнее, внутри, как писали Святые Отцы и духоносные мужи, отступление истинное. Опять-таки внутри, внутри Церкви, внутри человека, то есть в духе. Отступление для большинства христиан происходит незаметным образом, неприметно оно для обольщенных этим миром масс православных Христиан, которые и понятия не имеют о внутренней жизни. Оно очень приметно, как пишет славный святитель земли русской Игнатий Брянчанинов, для внимающих себе.
Опять видим, что только кто живет по внутреннему человеку и внимает себе, тот только и может увидеть это отступление и уклониться от него, сохраниться от него самому. Он даже может увидеть оплетения, погибель и пагубность мира и осмысленно, сознательно уклоняться от прелюбодействия с этим гибнущим миром, чтобы не быть во вражде с Богом. Такой человек дорожит милостью Божьей, Его дарами, Его Церковью с ее сокровищами. Понятно, что не внешней лишь, а прежде всего внутренней формой, внутренним содержанием, Духом. При правильном своем духе и содержании истины он остается поклонником в духе и истине, тогда он и форму внешнюю хранит, и она работает для него, оживая для него и выражая его внутреннее содержание, его дух. В этом случае есть смысл во внешней форме.
Если же внутри что-то другое, не Божье, то это страшно. Поэтому самое страшное, что может быть на земле сейчас, самое безобразное, самое ужасное -– это безблагодатная церковь, то есть церковь, лишенная спасительной благодати Духа Святаго. И самое страшное явление, которое может быть -- это безблагодатное духовенство.
Что может быть страшнее и печальнее и плача достойнее, чем епископ, лишенный благодати Духа Святаго? Может быть, рукоположение до него и дошло, передавая преемственность Апостолов, но преемственность по духу и стоянию в истине он прервал, и поэтому у такого сила и благодать рукоположения не происходит. Об этом писал великий светильник и столп вселенский Церкви святитель Иоанн Златоуст, утверждая, что благодать при рукоположении священника или епископа сходит лишь тогда, когда он рукополагается как должно, то есть не при любых условиях и не просто формальным возложением рук.
Точно так может быть профанация любого другого таинства, будь то исповедь или крещение или какое другое таинство. Для совершения таинства недостаточно какого-то внешнего участия и формального исполнения требуемого (сегодня и это не соблюдают), но должно иметь правильное настроение духа, души, ума для того, кто совершает таинство и для того, кто его приемлет и в нем участвует. Также нужно правильное соблюдение формы, порядка, вещества (если есть) и других условий и требований Церкви. Но одно не мыслимо без другого.
Вот почему если протестанты и опускают человека в воду, даже полностью погружают, но не троекратным погружением и, естественно, не благодатно. А так называемые православные (для меня и для всех истинно православных христиан это псевдоправославные представители псевдоцерквей) не погружают полностью троекратно, а брызгают или поливают на голову и на прочие некоторые части тела. И это делают не только взрослым (потому что им тяжело сделать купель или отвести их в озеро или реку), а даже младенцам! Их просто ставят в тазик и поливают их, а не погружают полностью их, нарушая и традицию церкви, и канон и смысл всего, не уподобляясь Господу, Который был полностью погружен Предтечей в реки Иордана и освятил их, и Пречистая голова была покрыта рукой Предтечи и Предтеча коснулся верха Спасителя, а не за руку, не за плечо, и не поливал Его.
И всегда существовал один единственный способ крещения - это троекратное полное погружение в воду в знамение погружения в трехдневное погребение Спасителя и Воскрешения Его. У отступников это нарушается, ибо человек, не стоящий в Духе, не видит смысла стоять и в истине. Он не устоит в истине только по этой причине. "Для чего три раза погружать, когда можно полить или побрызгать?" -- рассуждает без страха Божьего священник-отступник. И так все постепенно искажается в практике до неузнаваемости. Но даже, если кто-то по ревности и соблюдает какую-то часть формы, то форма происходит, но наполнение от Духа может не происходить. Почему? Да потому, что он не духом движется на это, а просто по какой-то другой ревности, чтобы подчеркнуть свое преимущество или еще что-то. А если этот восхитивший самочинно священнослужение человек сам не исцелён, и если ум его не стоит незыблемо в молитве и в Божественны вещах, то как он может дать это врачевание другому приходящему? Естественно, что он уже не может увидеть, где он находится, в какой структуре, или что она (церковь) уже безблагодатная, умирающая или умершая, разлагающаяся или абсолютно каменная, и ничего общего с живым Богом не имеющая. Остается только псевдо-мысле-образ в памяти: как это когда-то было или что это должно быть, то есть, что церковь когда-то была благодатная, и храм этот сейчас благодатный, и не имеет значения, что мы живем совсем не так, как требует Господь. Это великое обольщение, это великая прелесть, это страшный самообман!
У Святых Отцов есть признаки, указывающие на наличие благодати Духа Святого, есть признаки истинного христианина, есть признаки каждой добродетели! По этим признакам все это проверяется, все это ясно ощущается, переживается, и поэтому там нет никакого тумана и обмана. У отступников же говорят сейчас, что этого нельзя ощутить, этого нельзя ясно видеть, что ты только веруй, что это и есть все. Но в этом принципиальная разница –- просто верить или жить по вере! Ведь должно получить по вере реальную явную благодать и ясно, ощутимо восчувствовать эту новую жизнь! Должно жить во Христе, жить в Духе Святом! Благодать Духа Святого ясно ощущается, так же ясно как солнечный день, свежий воздух и все другие наши телесные ощущения, которые мы ясно ощущаем. Так же ясно ощущается и подлинная духовная жизнь, ощущается - и нет никакого там тумана. И совсем другое дело просто верить слепо, что раз я здесь, в храме, или читаю молитву -- значит и есть благодать. Это совсем не одно и то же –- верить и переживать по вере! Надо иметь верные признаки, надо быть удостоверенными, надо ясно зреть и видеть плоды, иметь эти плоды, и являть эти плоды.
Мы видим, что в первые апостольские времена Апостолы были посланы Господом проповедовать и благовествовать слово Божье, научать людей всему, что заповедовал Господь им, а в их лице - всему человечеству. Но они ведь не просто шли и проповедовали, но подтверждали эту проповедь чудесами и знамениями, давали людям благодать Духа Святого, сообщали им таинства, созидали Церковь, основывали храмы, общины -- и в этом была их деятельность, а не только в проповедовании основ Учения.
Недостаточно знать догматы и формально содержать их. Недостаточно правильно знать Учение Господа, если это Учение не будет приложено к тому, что дает человеку спасительную благодать Духа Святого, рождающую человека в жизнь вечную, дающую ему реальную силу в борьбе с грехом, дающую ему победу над грехом, делающую его новой тварью во Христе! Эта благодать делает его причастником Бога, примиряет с Богом, содружает с Богом и вводит его в Церковь Божию! Эта благодать сохраняет его в Церкви и дает духовный рост и преуспеяние. Нет и не может быть никакого другого места, кроме Церкви Христовой, где бы человек получил спасительную благодать, совершенство христианское и правоту.
Другие проявления благодати (не спасительные), утешения, исцеления могут изливаться и за пределами Церкви на людей неверующих, не знающих Бога или извращающих Его учение и практику. Спасительная благодать изливается только на верных! Не просто верующих, а верных. А верными являются те, кому вверена благодать Духа Святого.
В этом коренное отличие верного от верующего. Верующий может верить в Бога, верить в Иисуса Христа, и не иметь благодати, и быть неверным. А верный не только верит во Христа, но и живет по вере, и получает по мере веры благодать Духа Святого, которую тщательно хранит. Этой благодатью верный совершает спасение свое, и достигает возможного на земле христианского совершенства. Он является горящей свечей благодати и несет ее другим и передает тем, кто способны возгореться ею. Миллионы вместе взятых (или миллиарды и т.д.) не зажженных свечей никогда не могут ни зажечь одна другую, ни светить, ни греть. А одна зажженная свеча, горящая огнем, может передавать свой огонь другой, и другой, и другой свече. Так и благодать (иначе можно сказать, Традиция, с большой буквы ), как живая и реальная, может передаваться только от живого носителя к живому воспринимающему человеку.
Таким человеком может быть лишь тот, который искренно ищет Бога, искренно приходит в Церковь и желает творить волю Божию. Такой становится участником и соучастником этой Традиции и живым носителем благодати. Он передает эту Традицию окружающим его людям и дальше, следующему поколению. Так живая Традиция, как живая благодать, хранится в Церкви, не взирая на все внешние перемены. На проявление благодати в Церкви не влияет сокращение ее численности до самых малых размеров, если это попускается Богом в какое-то время. В таком случае церковная благодать хранится и накапливается в небольшом по численности остатке верных людей, которые имеются сейчас на земле. Именно этот остаток право содержит веру, стоит в истине и имеет полноту спасительной благодати Духа Святого.
Итак, чудеса и знамения -- это неотъемлемая часть служения духовенства, как преемников Апостолов. Конечно, не всякий священник, не всякий епископ может быть чудотворцем или творить знамения. Чудеса совершаются и знамения даются для людей, а не для самих совершителей. Господь совершает это в Церкви своей во все времена для укрепления веры, для сохранения Церкви, для отделения от нее всяких подделок, как, например, истинной веры от лжеверы, Церкви от лжецерквей и так далее. Но обязательно в истинной Церкви должны быть хоть какие-то представители, которые свидетельствуют своим присутствием о наличии благодати Духа Святого, являемой не только в слове истинного Учения, но и в чудесах и знамениях истинных, действенных благодатью Духа Святого.
Мы видим в истории Церкви, что это было всегда, в каждой церкви, когда она стояла в истине и благодати. В каждой истинной церкви (например, взять Российскую церковь прошлого века) было явлено много святых людей, которые творили великие чудеса и знамения. Преподобный Серафим Саровский - столп благодати, и великий праведник земли русской Иоанн Кронштадтский Чудотворец, один из последних знаменоносных отцов и многие другие свидетельствовали о полноте благодати Российской церкви.
После катастрофы с крушением православного царства и Российской церкви, часть людей уехала в иммиграцию, и там в рассеянии образовала так называемую Русскую православную церковь заграницей. Полнота благодати прежней российской церкви перешла на эту церковь, да на общины истинных катакомбных христиан, оставшихся в порабощенном слугами сатаны отечестве.
До недавнего времени РПЦЗ (так сокращенно именовалась русская церковь заграницей) была истинно благодатной церковью, последней, по сути, видимой церковью на земле. Эта церковь явила святых и чудотворцев, которых мы знаем, и которые не только во время своей жизни творили чудеса, но и по смерти, до сих пор, тем, кто к ним искренне обращается, являют помощь, приходят и являют чудеса.
Это великий столп церкви Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, это первоиерарх митрополит Филарет (Вознесенский), это почивший прозорливый владыка и старец Андрей Рокладнский, и также почивший архиепископ Аверкий (Таушев), и его святой учитель архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), а также замученный хранитель Иверской мироточивой иконы брат Иосиф Муньос. Уже достаточно только этих поименованных великих духоносных и святых мужей, которые свидетельствовали самим пребыванием, что эта церковь была благодатной.
Сейчас, увы, как мы видим, эта церковь не устояла в истине, отступила, пошла в одно русло с "Московской патриархией" и стала один дух с ней. Ее полное слияние с МП -- это дело времени. Слияние равно безблагодатных структур в ближайшее время уже становится неизбежным фактом.
На примере РПЦЗ мы видим, что как только она отступила от чистоты Православия -- тут же она лишилась спасительной благодати. Мы видим это по оскудению и исчезновению святых Божьих людей, которые бы имели свидетельство от Бога и на общецерковном уровне, то есть, в виде чудес Божьих и знамениях от Бога, зримо свидетельствовали бы о благодати.
Еще ранее это случилось с отступившим Константинопольским патриархатом, с образованной богоборцами "Московской патриархией", которая изначально не имела благодати, как и созданный националистами "Киевский патриархат", который появился недавно, будучи мертворожденным, и другими поместными или возникшими православными по виду церквами. Все они продолжают еще называть себя, мнить или считать, может быть, даже верить, что они Православные, но на самом деле -- это безблагодатные структуры, которые не имеют в своей среде ни одного истинного святого, ни одного истинного чудотворца, ни одного истинного знамения.
Если и бывают среди них какие-то случаи милости Божией или знаменательные происшествия, то вопреки и через голову духовенства, ради веры и нужды оставленных на произвол и обманутых простых людей. Ради их крайней нужды Господь являет Свою милость через известные иконы, мощи или просто явлениями святых с неба. Бывают всякие другие виды помощи, но все это никак не через посредство отступившего безблагодатного духовенства.
Хотя есть среди этих обманутых людей благонамеренные, но они тоже лукавят и лицемерят. Они идут на компромиссы с совестью, хотят и в этой жизни пожить комфортно, и с Богом быть, что невозможно. Господь сказал о невозможности служить двум господам, Богу и мамоне, то есть, богатству, славе, утехам, и прочему, что составляет этот мир, во зле лежащий, со всеми его страстями, совокупность которых и есть этот мир. Поэтому все эти дельцы со своей совестью, мелкими компромиссами, незаметно для себя самих, отступают от истины и лишаются благодати.
Господь дал ясный духовный закон:
Мф.25:
21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Т.е. кто будет верен в малом, тому можно доверить великое, ибо такой будет верен и в великом. А кто не верен в малом, тот никак и никогда не может быть верен во многом. Поэтому проверка идет в этих как бы мелочах.
Но в духовной жизни нет мелочей, кроме проверяющих истинное нутро каждого человека. Само их пребывание в ослеплении, и само водительство других слепых за собой в яму вечной погибели уже говорит о том, что они безблагодатны. Если бы они прозрели, то увидели бы, где они находятся, и ушли бы не медля из мертвой структуры. Но они всячески оправдывают себя, всячески оправдывают свое положение, всячески поддерживают друг друга своим числом, своей человеческой активностью, своими горделивыми измышлениями и ссылкой на прошлое, на традицию. Этим они пытаются прикрыть современную пустоту в их душах и храмах.
Из прошлого опыта мы знаем, что Ветхозаветная церковь тоже была благодатной, пока не распяли Господа и благодать не отступила от них. Завеса, служившая внешним признаком присутствия благодати разодралась, и совершилось то, что Господь предрек при Его входе в Иерусалим:
Мф.23:
38Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Так же проклятием безплодной смоковницы Господь указывает на оставление благодати ветхозаветной церкви и на последующее этому оставлению проклятие, которое повисает на этом народе, который никаких плодов больше дать не может. Сам храм внешний, который символизировал благодатную жизнь, был в последствии разрушен римскими воинами по повелению Божию, по Его пророчеству.
Подобное повторяется сейчас, и в том же виде. Как тогда, благодатная церковь из-за отступления духовенства перестает быть благодатной, но люди этого не видят, так и сегодня ослепленные люди не видят лишения благодати в отступнических церквах и продолжают до сих пор содержать православную веру в искаженном виде. Это православие, но только по виду, но никак не по содержанию и духу. Об этом-то великий Павел, Апостол языков говорил, что эти люди имеют только вид благочестия, а силы его отверглись. В данном случае благодать Божья названа силой, ибо сила Божья совершает чудеса и знамения. Сила Божья совершает перерождение человека и помогает бороться с грехом, убеждать его оставить земное ради вечной жизни и дает силу все преодолеть ради вечной жизни. Все это дается силой Божией. Поэтому сказано, что в фальшивом благочестии нет силы. Этим дается понять, что есть форма, внешний вид благочестия сохраняется, но нет укрепляющей и содевающей благодати -- и в этом принципиальная разница.
Вот почему сейчас церковный народ можно разделить как бы на две церкви, которые параллельно сосуществуют: это Лаодикийская церковь, как говорит нам Откровение Иоанна Богослова, и Филадельфийская церковь.
Лаодикийская, или народная церковь, называется народной, потому что она обезглавленная. В ней народ в духовном смысле оставлен на произвол и не имеет реальных духовных руководителей. Формально у них есть и патриархи, и епископат, и священники, но реально в духе их нет. У них нет благодати, поэтому они не существуют перед Богом. Народ остается как бы брошеный на произвол и тоже безблагодатный. Пастыри не могут ему помогать, поэтому они призываются к сугубому покаянию, ибо они слепые, нагие, больные, хромые, увечные, лишенные благодати. Бог советует им (советует им, а не призывает как своих верных, и советует им купить глазную мазь, то есть горькими слезами покаяния омыть глаза, чтобы видеть) получить сначала прозрение и затем выйти из этого пагубного бедственного погибельного положения.
В противовес безблагодатной Лаодикийской церкви поставляется Церковь Филадельфийская. Хотя она численно много уступает Лаодикийской, но в ней есть пастыри истинные и благодатные. Эта Церковь знаменуется особенностью духа любви. О лаодикийцах сказано, что из-за умножения беззаконий во многих охладеет любовь. Надо подчеркнуть, что во многих, но не во всех. Эти многие -- те, кто находится в Лаодикийской церкви, или вообще за пределами церкви. Но к ним не относятся филадельфийцы, т.е. те, кто находится в истинной Церкви.
Филадельфия -- это греческое слово, означающее братолюбие. Братолюбие –- это одна из форм любви. Это отличительный признак Филадельфийской Церкви нашего времени, и именно этот признак Господь дал своим последователям и истинным ученикам:
Ин.13:
3535 По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Филадельфийская Церковь и содержит этот признак, ибо такая любовь истинная может быть только благодатью Духа Святого. Безблагодатные структуры, как бы они себя не именовали, не имеют этой любви, и мы можем видеть это каждодневно. Настоящей подлинной любви, любви, которая заботится о спасении -- у них нет!
Если человек ходит в храм, приход, а потом по каким-то причинам не приходит, то никто даже и не вспомнит об этом человеке (разве, если он давал много денег). Ни пастырь, ни епископ, ни член приходского совета не ищут его, не узнают, что случилось. Мы видим, что они действуют совершенно противоположно указаниям Господним и учению апостола:
1Кор.12:
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Вот признак Истинной Церкви! А у них если страждет кто, то никому нет дела, кроме самых близких этому человеку. Церковному же народу, церковной среде и духовенству нет до этого дела. Если нет корысти при этом, если нет какой-то славы или показухи, то нет дела до реально страждущего, несмотря на то, что он -- прихожанин этого прихода или член епархии и подчиняется данному епископу (формально). Никакого дела до такого нет, ибо смотрят только на выгоду и корысть. Все превратилось в какое-то производство, своего рода фабрику или завод, или училище, или что-то подобное. Люди приходят в храм, как на обыденную работу, чтобы отбыть время и уйти. Дальше каждый живет своей жизнью. Духовная жизнь прекращается, как будто может быть церковь только по временам, по местам и по часам.
Нет! Истинная Церковь навсегда, навечно, и она есть везде, где есть истинные члены этой церкви. Она не прекращается с прекращением богослужения, ибо Церковь -- это жизнь истинная, жизнь с Богом и в Боге, блаженная форма жизни, принесенная Господом Иисусом Христом на землю для падшего человечества, возрождающая его и возвышающая до живого Богообщения! Стены, купола и все прочее внешнее имеют значение лишь тогда, когда есть служение во внутреннем храме каждого верного -- в сердце, когда есть любовь, благодать и живая вера!
И да поможет нам наш Господь Бог и Глава Церкви Иисус Христос быть и жить в Его Церкви всегда, во веки веков, аминь!